Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Серебряное копытце» ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета Протокол № 1 От «01» 09 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ № 17 Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17 "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ" DN: cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17 "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ", sn=Антропова, givenName=Надежда Васильевна, email=sad17@ekarpinsk.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343030353634393037, 1.2.643.100.4=120A36363134303034383236, 1.2.643.100.3=120B3032363235323334393238, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313033303939, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17 "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ", title=заведующая, l=г. Карпинск, street=улица Лесопильная,дом 46, st=Свердловская область, c=RU Дата: 2022.11.09 11:11:10 +05'00' Н. В. Антропова Приказ № 82-д от «01» 09 2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 17 «Серебряное копытце» ГО Карпинск, 2022 г. 1. Основные положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - группа для детей с ТНР) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 17 «Серебряное копытце» (далее – МАДОУ № 17). Документами, регламентирующими деятельность групп компенсирующей направленности для детей с ТНР являются: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемилогические требования к организациям воспитания и обучения, отдыхаи оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. №28; Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.; Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. с изменениями и дополнениями от 02.07.2013 № 185- ФЗ; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Устав МАДОУ № 17; 1.2. Срок данного Положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового. 1.3. Положение принимается Педагогическим советом МАДОУ № 17 и утверждается приказом руководителя ДОУ. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносится педагогическим советом и утверждается приказом руководителя ДОУ. 2. Цели и задачи группы для детей с ТНР 2.1. Цель организации группы детей с ТНР в ДОУ - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для квалифицированной коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера) в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе 2.2. Основными задачами группы для детей с ТНР являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; исправление или ослабление речевых дефектов способствующих развитию коммуникативных навыков детей; активизация познавательной деятельности дошкольников; пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей). 3. Организация комплектования группы для детей с ТНР 3.1. Дети, имеющие ТНР и требующие коррекционной помощи учителя-логопеда направляются на городскую ПМПК по рекомендации специалистов МАДОУ № 17, с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления. 3.2. Зачисление в группу для детей с ТНР проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и заключения, полученного по результатам обследования ТПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего обучения. 3.3. В группу для детей с ТНР зачисляются приказом заведующего МАДОУ № 17 . 3.4. Предельная наполняемость группы для детей ТНР составляет 12 человек. 3.5. Сроки коррекционной работы в группе для детей с ТНР зависят от динамики коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей ребенка, условий воспитания в семье и могут составлять от 1 года до 3-х лет. 3.6. Отчисление воспитанников из группы для детей с ТНР осуществляется на основании решения городской ПМПК, оформляется приказом руководителя ДОУ. 4. Организация деятельности группы для детей с ТНР 4.1. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР групп дошкольного учреждения, согласно Устава МАДОУ № 17 в состав возрастных 4.2. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР в ДОУ создана по согласованию с Учредителя, при наличии запроса родителей (законных представителей), на основании заключений городского ПМПК списочного состава детей, имеющих тяжелые нарушения речи. 4.3. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели и полного дня (10-часового пребывания) с 7:30 до 17:30, выходные : суббота, воскресенье, праздничные дни. 4.4. Организация образовательного процесса в группах для детей с ТНР регламентируется учебным планом, расписанием занятий, перспективными тематическими планами, режимом дня. 4.5. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные) занятия. Продолжительность групповых занятий: средняя группа – 20 мин.; старшая группа – 25 мин.; подготовительная группа – 30 мин. Индивидуальные занятия 2-3 занятия в неделю, продолжительность 15 мин. 4.6. Групповые занятия проводятся с подгруппами детей в соответствии с АООП МАДОУ № 17. Подгруппы формируются на основе комплексной диагностики воспитанников группы с учетом актуального уровня их речевого развития. 4.7. Индивидуальные занятия проводятся в соответствии с циклограммой специалистов во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. 4.8. Коррекционно-педагогическую помощь детям с ТНР оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы. 4.9. Ведущим специалистом, осуществляющим образовательную развивающую работу с детьми, является учитель-логопед. и коррекционно- 4.7. Учитель-логопед: 4.7.1. Проводит первичное обследование уровня актуального речевого развития воспитанников ДОУ по запросу педагогов (воспитателей, родителей, педагога-психолога) с согласия родителей (законных представителей), осуществляет отбор детей, имеющих затруднения в усвоении основной образовательной программы дошкольного образования. 4.7.2. Направляет по рекомендациям специалистов психолого-педагогического консилиума (ППк) МАДОУ № 17 (при наличии) и с согласия родителей (законных представителей) детей, имеющих затруднения в усвоении основной образовательной программы дошкольного образования в ПМПК для определения специальных условий развития и воспитания детей с ТНР. 4.7.3. Заполняет речевую карту на каждого воспитанника группы для детей с ТНР. 4.7.4 Проводит подгрупповые занятия с детьми по развитию речи. 4.7.5. Осуществляет отслеживание динамики и устранение ТНР у воспитанников. Корректирует содержание коррекционное работы, методы, приемы коррекционной помощи. 4.7.6. Проводит мероприятия, направленные на повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей. 4.7.7. Контролирует осуществление воспитателями группы для детей с ТНР коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса, дифференцированного воспитания детей с учетом их индивидуальных, физиологических, психических и возрастных особенностей. 4.7.8. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы группы для детей с ТНР. 4.7.9. Режим дня, регламентирующий психофизическую нагрузку детей, должен строго соблюдаться. Индивидуальные занятия проводятся учителем-логопедом в соответствии с расписанием во время любой деятельности детей (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, музыкально-художественно, продуктивной). Недопустимым является проведение учителем-логопедом индивидуальных занятий во время режимных моментов (умывания, приема пищи, раздевания перед сном, утренней зарядки, корригирующей гимнастики). 4.7.10. Оказывает консультативную помощь родителям воспитанников и воспитателям. 4.8. Педагог- психолог: 4.8.1. Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение адаптираванной основной образовательной программы дошкольного МАДОУ № 17 для детей с ТНР. реализации образования 4.8.2. Изучает личностные особенности воспитанников, их поведенческие реакции. 4.8.3. Проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-личностной сферы. 4.8.4. Оказывает консультативную помощь учителю-логопеду и воспитателям в разработке коррекционных программ индивидуального развития детей. 4.8.5. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы группы для детей с ТНР. 4.9. Воспитатель: 4.9.1. Создает предметную развивающую среду для преодоления ЗПР воспитанников группы для детей с ТНР. 4.9.2. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы ДОУ воспитанниками группы для детей с ТНР. 4.9.3. Планирует и проводит с воспитанниками группы ТНР: - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, чтения; - самостоятельную деятельность детей. 4.9.4. Участвует по заданию учителя - логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии речи, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы. 4.9.5. Ведет необходимую документацию по планированию и проведению с воспитанниками группы ТНР: непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности; коррекционных мероприятий (по заданию учителя - логопеда), обеспечивающих коррекцию речи, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы; 4.9.6. Взаимодействует с педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы ТНР по вопросам реализации образовательной программы. 4.9.7. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников группы ТНР, обеспечивает заинтересованность в ее результативности. 4.9.8. Предоставляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания образовательной программы ДОУ воспитанниками группы для детей с ТНР. 4.10. Музыкальный руководитель: 4.10.1. Планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми группы для детей с ТНР образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность». 4.10.2. Проводит образовательную деятельность, осуществляемую организации музыкально-художественной деятельности воспитанников. в процессе 4.10.3. Отбирает музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ТНР. 4.10.4. Совместно с учителем-логопедом и воспитателями группы планирует содержание и проводит с воспитанниками группы для детей с ТНР занятия по коррекционной ритмике. 4.10.5. Проводит мониторинг усвоения «Художественно-эстетическое развитие», воспитанниками группы для детей с ТНР. содержания образовательной области раздел «Музыкальная деятельность» 4.10.6. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ТНР по вопросам реализации образовательной программы ДОУ. 4.10.7. Ведет необходимую документацию по планированию содержания психологопедагогической работы по освоению детьми группы для детей с ТНР образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность» и образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников группы для детей с ТНР. 4.10.8. Предоставляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность» образовательной программы ДОУ воспитанниками группы для детей с ТНР. 4.11. Инструктор по физической культуре: 4.11.1. Планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению воспитанниками группы для детей с ТНР образовательной области «Физическая культура». 4.11.2. Совместно с воспитателем группы проводит с воспитанниками занятия по физической культуре. 4.11.3. Во время проведения занятий по физической культуре регулирует физическую нагрузку, следит за физическим состоянием воспитанников группы для детей с ТНР. 4.11.4. Совместно с воспитателями проводит мониторинг усвоения воспитанниками группы для детей с ТНР содержания образовательной области «Физическая культура». 4.11.5. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ТНР по вопросам реализации образовательной программы ДОУ. 4.11.6. Ведет необходимую документацию по планированию содержания психологопедагогической работы по освоению детьми группы для детей с ТНР образовательной области «Физическая культура». 4.11.7. Предоставляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания образовательной области «Физическая культура» основной образовательной программы ДОУ воспитанниками группы для детей с ТНР. 4.12. Младший воспитатель: 4.12.1. Участвует в проведении с воспитанниками группы для детей с ТНР с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей: - процесса организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно музыкальной, продуктивной, чтения; - занятий, организуемых воспитателем; - образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; - самостоятельной деятельности детей. 4.12.2. Создает условия для социальной и трудовой адаптации воспитанников группы для детей с ТНР. 4.12.3. Организует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников группы для детей с ТНР их работу по самообслуживанию, оказывает им необходимую помощь. 4.12.4. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников группы для детей с ТНР. 4.12.5. Взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ТНР по вопросам организации жизнедеятельности в ДОУ воспитанников. 5. Документация группы для детей с ТНР 5.1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР. 5.2. Рабочая программа учителя-логопеда и воспитателя, включающая перспективное планирование занятий. 5.3. Положение о группе компенсирующей направленности ДОУ. 5.4. Расписание подгрупповых занятий с воспитанниками группы для детей с ТНР. 5.5. Табель посещаемости индивидуальных занятий с воспитанниками. 5.6. Речевая карта. 5.6. Индивидуальный образовательный маршрут каждого воспитанника группы для детей с ТНР. 5.7. Календарный план воспитателей по образовательной деятельности с воспитанниками группы для детей с ТНР. 5.8. Циклограммы рабочего времени специалистов, работающих с воспитанниками группы для детей с ТНР. 5.9. Аналитический отчет педагогов. 6. Руководство и штаты группы для детей с ТНР 6.1. Заведующий МАДОУ № 17: 6.1.1. Осуществляет систематический контроль и несет персональную ответственность за правильную организацию в группах образовательного процесса и проведения всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей. 6.1.2. Координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов, проводит анализ эффективности работы в данных группах. 6.1.3. Обеспечивает комплектование группы для детей с ТНР. 6.2. Заместитель заведующего по ВМР: 6.2.1. Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников МБДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ТНР по вопросам освоения АООП для детей с ТНР. 6.2.2. Обеспечивает повышение профессионально компетенции педагогических работников ДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ТНР в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. 6.2.3. Осуществляет анализ мониторинга и результативности коррекционной работы. 6.2.4. Контролирует планирование образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности. 7. Материально - техническое и финансовое обеспечение 7.1. Оплата труда учителя – логопеда и педагога – психолога, учителя-дефектолога муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с тарифно- квалификационными характеристиками (требованиями). Согласно Положения об оплате труда работников МАДОУ № 17, продолжительность отпуска педагогических работников ДОО, работающих с обучающимися с ОВЗ, составляет 56 календарных дней. 7.2. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 15% за работу с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов, из которых 16 часов отводится на коррекционную работу с детьми, а 4 часа – на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическими работниками ДОУ и родителями. 7.3. Воспитателям, работающим в группе для детей с ТНР дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 15% за работу с детьми, имеющими ТНР. Нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя в группах компенсирующей направленности – 25 часов в неделю. 8. Заключительные положения 8.1. Выпуск детей из группы для детей с ТНР осуществляется ППк образовательного учреждения после окончания срока коррекционного обучения. 8.2 При переходе с одного уровня образования на другой, выпускники групп повторно направляются на обследование с целью подтверждения ранее данных комиссией рекомендаций.