Применение здороовьесберегающих технологий в работе с детьми

05.12.2017

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО.

Нашу группу для детей с нарушением зрения «Почемучки» посещают дети от 3 до 7 лет и у многих ослабленное здоровье. Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы. В своей работе, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников применяю здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

Технологиям первого направления относятся такие, как пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамические паузы, релаксация, гимнастика бодрящая (остеопатическая, т.е. гимнастика после сна, стретчинг и др.

В своей работе для развития мелкой моторики детей использую пальчиковые игры. Они не только стимулируют развитие пальцев рук, но и способствуют развитию у ребёнка памяти, мышления, внимания, речи. Для поддержания интереса детей к пальчиковой гимнастике использую не только объяснение, показ, проговаривание и т.д., но и другие методы и приемы – использование театральных (пальчиковых) игр, презентации, видеоуроки (готовые и в собственной записи), предлагаю детям самим придумать игру с пальчиками, используя природный, бросовый материал и др.

Гимнастика для глаз необходима для сохранения зрения. Упражнения для глаз используем для профилактики нарушения зрения, они снимают зрительное напряжение, укрепляют глазные мышцы. Предлагаю детям поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него. Такие здоровьесберегающие технологии в работе с детьми используются в системе.

В своей работе я используют офтальмотренажеры, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей (работа со схемами и малыми офтальмотренажерами). Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии (офтальмотренажер Базарнова).

На схемах изображаю какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб и т. д. Плакаты размещаю выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте и предлагаю «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами. Предлагаю детям игровые сюжеты: «Едем в гости по разным дорожкам», «Катаемся на машине», «Ищем дорогу в лесу» и т. д.

На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки (я использую лазерную указку), а затем можно обойтись и без нее. Предлагаю детям занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной).

В качестве дыхательной гимнастики хорошо подходят такие упражнения, как «Сдуем листочек (снежинку)», «Одуванчик», «Птички летят» и др. Дома можно надувать шарики, выдыхать через трубочку в воду, раздувать краску и т.п. (упражнение «Бурлящаяся вода», «Превращение кляксы и т.п.) и т.д.

Очень важно уделять внимание правильному дыханию. Необходимо, чтобы дети дышали не поверхностно, а полной грудью. Вдох – через нос, выдох – через рот (сложить губы «трубочкой» и медленно выдох)

Динамические паузы (физкультминутки) развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют общему оздоровлению. В группе создана картотека веселых упражнений, а также упражнений в виде презентации, которые используются не только во время занятий, но и в свободной деятельности детей.

Релаксация позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Упражнение «Полет высоко в небе».

(Выполнение упражнения сопровождается медленной музыкой, шумом прибоя и криком птиц.)

Гимнастика бодрящая (остеопатическая гимнастика / гимнастика после пробуждения).

Проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на профилактику плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

К технологиям второго направления - обучения здоровому образу жизни относятся такие, как физкультурные занятия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья») и др.

В своей работе мы включаем в непосредственную организованную образовательную и свободную деятельность детей точечный массаж и самомассаж, игры с шариком су-джок, коммуникативные игры и др. Мною создана картотека пошаговой инструкций игр с коррекционным шариком «Су-джок», видеоуроков коммуникативных игр (опыт работы логопеда Богдановой Л.Н), разработки бесед, чтение литературы, оформление альбомов для детей для из серии «Здоровье» и др.

Очень нравятся ребятам «Дни здоровья»: игры-соревнования, походы, физкультурные праздники и музыкальные досуги с применением здоровьесберегающих технологий, ведь они не только сохраняют и укрепляют здоровье детей, но и воспитывают интерес и желание к здоровому образу жизни.

К технологиям третьего направления относятся коррекционные технологии: арттерапия, су-джоктерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика и др.

Арттерапия - это лечение искусством. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.), отпечатки рук на прохладном, теплом песке.Хочу такой сайт

В нашей группе работает кружок «Нарисуй-ка», где у детей имеется возможность научиться создавать рисунки при помощи нетрадиционных техник рисования. Ребята с удовольствием рисуют пальчиками и ладошками, используя различные «тычки», ватные палочки, трафареты (готовые и изготовленные самими детьми), поролон, рельефную ткань, печать природными материалами и т.д. Детям очень нравиться смешивать краски, создавая «свой» новый цвет, который использую при создании изображении.

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:

· КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;

· ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует;

· ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует;

· ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;

· СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.

· ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Технологии музыкального воздействия используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях.

В группе имеется аудиотека, в которой содержатся записи детских песенок и минусовки, а также классические произведения (Бах И. «Прелюдия до мажор», Вивальди А. «Времена года», произведения Чайковского П. «Времена года», «Щелкунчик» и др., «Вальс» Шопена Ф. и Штрауса И. и др.)

Записи использую как в непосредственной организованной образовательной, так и в свободной деятельности детей.

В своей работе также используем сказкотерапию. Сказка – любимый детьми жанр. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.

На группе есть подборка детских произведений (русские народные сказки, рассказы детских писателей, стихи, аудиозаписи сказок для детей и др.), а так же серия книг познавательных бесед (автор: Шорыгина Т.А.) на разные темы («Безопасные сказки», «Познавательные сказки», «Понятийные сказки», «Спортивные сказки» и др.). Чтение и обсуждение провожу ежедневно перед сном, а после сна мы рассматриваем картинки к произведениям, восстанавливаем ход событий, анализируем и обсуждаем услышанное.

Для обучения элементам техники выразительных движений, использования выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и приобретения навыков в само расслаблении применяем упражнения психогимнастики. Она помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Упражнения включаем в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками. На группе так же имеется подборка упражнений (игра «С платком», «Жадный пес», «Гроза», «Злюка», «Смелый заяц» и др.)

Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
С нашими детьми ее проводит учитель-логопед Богданова Л.Н.. Закрепляют материал на группе воспитатели при помощи видеозаписи логоритмических игр и упражнений в свободной деятельности детей, либо проводят на прогулке.

Игры и упражнения логоритмики очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка. Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

В своей работе я применяю один из видов Су-Джок терапии – Су -Джок массажер, как одно из средств здоровьесбережения дошкольников. В переводе с китайского Су-Джок переводиться как Су – кисть, Джок – стопа. Занимаясь с данным тренажером происходит развитие мелкой моторики рук непосредственно связано с совершенствованием координации движений, тренировкой зрения, памяти и что самое важное развитием речи.

Материал к печати подготовила воспитатель глазной группы Юшкова А. В.

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 27.11.2018

Дата обновления: 27.11.2018

Дата публикации: 05.12.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».