Аннотация к рабочей программе педагога-психолога

Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитие базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.  

Поддержание и укрепление психического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования.  

Совершенствование системы образования в соответствии с законом РФ «Об образовании» требует внедрения и в практику педагога-психолога комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для его развития на основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности. Основное средство достижения целей и задач воспитания и обучения — создание педагогом-психологом и воспитателями благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода.  

Именно дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности - активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств.  

Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии со следующими законодательно-правовыми актами и нормативными документами:  

-        Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;  

-        Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным  программам дошкольного образования» от 30.08.2013 № 1014;  

-        Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы (распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р);  

-        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.;  

-        Нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога ДОУ.  

 Одним из приоритетных направлений работы педагога-психолога является развитие социально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Для реализации данного направления педагогом-психологом создана комплексная программа.  

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами.  

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям работы с детьми: физическому, социальноно–коммуникативному, познавательному, речевому и художественно–эстетическому, которая обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач.  

Рабочая программа является коррекционно-развивающей, т.к. направлена на профилактику дезадаптации к условиям детского сада, возникновения нерациональных форм поведения детей; развитие и коррекцию основных операций мышления, зрительного восприятия, памяти, формирования устойчивого внимания, выявленных в ходе диагностического обследования; развитие эмоциональной отзывчивости; создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.  

Целью программы является создание благоприятных условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей при взаимодействии с администрацией, педагогическим коллективом и родителями.  

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:  

1.      определять индивидуальные образовательные потребности детей;  

2.      предупреждать и преодолевать трудности развития дошкольников;  

3.      расширять знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;  Хочу такой сайт

4.      развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния и состояния других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);   

5.      повышать           психолого-педагогическую        компетентность  (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;  

6.      развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми;  

7.      содействовать педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического климата в ДОУ;  

8.      обеспечить  психологическое          сопровождение      разработки  и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.  

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагогапсихолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.  

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.  

 Содержание программного материала учитывает общие принципы обучения и воспитания, принятые в дошкольной педагогике.  

Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.  

Принцип гуманности, предполагает отбор и использование гуманных, личностноориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.  

Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.  

Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребенка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.  

Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения воспитателя, педагога-психолога, администрации и других специалистов.  

Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно- воспитательного процесса.  

Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решать проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию. Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.  

Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.  

Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.  

Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.  

Аннотация программы педагога-психолога Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575785 Директор/Заведующий Антропова Надежда Васильевна Дата подписания документа 30.07.2021 15:43:34 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Рабочая программа педагога-психолога Документ подписан электронной подписью Серийный номер 646116746743375933883833707902081325236681597641 Директор/Заведующий Антропова Надежда Васильевна Дата подписания документа 29.06.2023 11:05:23 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».