Аннотация к рабочей программе педагога-психолога
Дошкольный возраст —
важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки
гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к
свободному выбору, уважению и пониманию других людей, независимо от их
социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на
современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний,
но и в развитие базовых способностей личности, ее социальных и культурных
навыков, здорового образа жизни.
Поддержание и
укрепление психического здоровья воспитанников является одной из приоритетных
задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как
условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Совершенствование
системы образования в соответствии с законом РФ «Об образовании» требует
внедрения и в практику педагога-психолога комплексных мер, направленных на
своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом,
адекватных условий для его развития на основе единства процессов социализации и
индивидуализации развивающейся личности. Основное средство достижения целей и
задач воспитания и обучения — создание педагогом-психологом и воспитателями
благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком
каждого возрастного периода.
Именно дошкольное
образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой
системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности -
активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер
ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и
социально значимых качеств.
Рабочая программа
педагога-психолога разработана в соответствии со следующими
законодательно-правовыми актами и нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
-
Приказом Министерства
образования Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования» от
30.08.2013 № 1014;
-
Концепцией
Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы
(распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р);
-
Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального
государственного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №
1155, зарегистрирован в Минюсте РФ
14 ноября 2013 г.;
-
Нормативно-правовыми
актами, регулирующими деятельность педагога-психолога ДОУ.
Одним из приоритетных направлений работы
педагога-психолога является развитие социально-личностной сферы детей
дошкольного возраста. Для реализации данного направления педагогом-психологом
создана комплексная программа.
Рабочая программа
определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям:
психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое
консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет,
родителями воспитанников и педагогами.
Рабочая программа
включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по
основным направлениям работы с детьми: физическому, социальноно–коммуникативному,
познавательному, речевому и художественно–эстетическому, которая обеспечивает
единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач.
Рабочая программа
является коррекционно-развивающей, т.к. направлена на профилактику дезадаптации
к условиям детского сада, возникновения нерациональных форм поведения детей;
развитие и коррекцию основных операций мышления, зрительного восприятия,
памяти, формирования устойчивого внимания, выявленных в ходе диагностического
обследования; развитие эмоциональной отзывчивости; создание благоприятной
атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.
Целью программы является создание
благоприятных условий для обеспечения полноценного психического и личностного
развития детей дошкольного возраста с учетом возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей при взаимодействии с
администрацией, педагогическим коллективом и родителями.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. определять индивидуальные образовательные потребности
детей;
2. предупреждать и преодолевать трудности развития
дошкольников;
3. расширять знания детей о чувствах, эмоциях и способах
их выражения, обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные
эмоции, чувства, настроения;
4. развивать и совершенствовать умение детей распознавать
собственные эмоциональные состояния и состояния других людей по различным
признакам (мимике, пантомимике, интонации);
5. повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей
воспитанников и педагогов;
6. развивать у детей навыки общения в различных жизненных
ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми;
7. содействовать педагогическому коллективу в
гармонизации социальнопсихологического климата в ДОУ;
8. обеспечить
психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и
развития ДОУ в целом.
Психологическое
сопровождение рассматривается как стратегия работы педагогапсихолога ДОУ,
направленная на создание социально-психологических условий для успешного
развития и обучения каждого ребенка.
Задачи
психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста
детей, уровня их развития.
Содержание
программного материала учитывает общие принципы обучения и воспитания,
принятые в дошкольной педагогике.
Принцип
индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности
и ценности.
Принцип гуманности, предполагает отбор и использование гуманных,
личностноориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов
психологического взаимодействия.
Принцип
превентивности: обеспечение
перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к
предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в
пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности
ребенка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов
психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в
создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и
коррекции.
Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов,
всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения
воспитателя, педагога-психолога, администрации и других специалистов.
Принцип «на стороне
ребенка»: во главе угла ставятся интересы
ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников
учебно- воспитательного процесса.
Принцип активной
позиции ребенка, при котором главным
становится не решать проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы
самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к
саморазвитию. Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия
обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения
в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального
обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
Принципы
коллегиальности и диалогового взаимодействия
обуславливают совместную деятельность субъектов
психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе
взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе
реализации программ.
Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит
непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе
которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в
области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных
компонентов.
Принцип
рациональности лежит в основе
использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает
необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и
пользы для ребенка.