Краткая презентация адаптированной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 17
Общие сведения
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (ФАОП ДО с ОВЗ), утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1022.
Цель Программы:
обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями ребёнка раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи Программы:
реализация содержания адаптированной образовательной программы;
коррекция недостатков психофизического развития детей с ОВЗ;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ, в том числе
их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития детей с ОВЗ;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.
1
Целевой раздел
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы,
планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Формы, способы, методы и средства реализации программы, которые
отражают следующие аспекты образовательной среды:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе само
содержание образовательной деятельности по профессиональной
коррекции нарушений развития детей (программу коррекционноразвивающей работы).
Содержательный
раздел
Программа определяет базовое содержание образовательных
областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
в различных видах деятельности, таких как:
предметная деятельность;
игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды
игры),
коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и другими детьми),
познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и
на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах),
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
2
В организационном разделе программы представлены:
Организационный
раздел
условия реализации программы и ее материально-техническое
оснащение,
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
распорядок и/или режим дня,
особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды,
психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия.
Организация режима пребывания детей в детском саду
Режим работы: 10,0 -часовое пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе.
Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится на два периода:
первый период (с 1 сентября по 31 мая);
второй период (с 1 июня по 31 августа).
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который
представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования
в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны
и укрепления здоровья детей.
Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды,
учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра.
Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей
в ДОО, особенно в период адаптации.
4.1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована
Программа
Организация образовательного процесса имеет следующие особенности.
В МАДОУ № 17 функционируют 3 возрастные группы.
Возрастная
категория группы
Группа для детей с
нарушением речи для
детей с 4-5 лет
Группа для детей с
нарушением речи для
детей с 5-6 лет
Группа для детей с
нарушением речи для
детей 6-7 лет
Количество
возрастных групп
1
1
1
1. Действует система физкультурно-оздоровительной работы.
2. Используется региональный компонент в образовательном процессе.
3. Оказывается помощь детям, родителям, педагогическим работникам и социуму
со стороны социально-психологической службы.
3
4. Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей. Используется модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого
и ребенка.
5. Осуществляются дополнительные платные услуги.
4.2. Ссылки на ФАОП ДО и парциальные программы
В соответствии с требованиями ФАОП ДО Программа состоит из обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФАОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена:
региональной образовательной программой «Мы живем на Урале», разработанной
с учетом специфики региональных особенностей Свердловской области, автор: Толстикова О.В.;
парциальной программой «Ладушки» по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И. Каплуновой, И. Новоскольцевой;
парциальной образовательной программой дошкольного образования, для детей 5–7
лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н.
Авдеевой, О.Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
4.3. Характеристика взаимодействия
с семьями воспитанников ДОО
педагогического
коллектива
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей
в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего
и дошкольного возраста;
единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
информировать родителей и общественность относительно целей ДО, общих для
всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки
4
семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой
основы благополучия семьи;
построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для
решения образовательных задач;
вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
открытость;
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов
и родителей;
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы.
Название
направления
Диагностикоаналитическое
направление
Содержание работы
Включает получение и анализ данных:
Просветительское
направление
о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении
охраны здоровья и развития ребенка;
об уровне психолого-педагогической компетентности родителей;
планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач
Просвещение родителей по вопросам:
особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
выбора эффективных методов обучения и воспитания детей
определенного возраста;
ознакомления с актуальной информацией о государственной
политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
информирования об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;
условий пребывания ребенка в группе ДОО;
содержания и методов образовательной работы с детьми
5
Консультационное
направление
Консультирование родителей:
по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том
числе с особыми образовательными потребностями (ООП)
в условиях семьи;
об особенностях поведения и взаимодействия ребенка
со сверстниками и педагогом;
о возникающих проблемных ситуациях;
о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного
возраста;
о способах организации и участия в детских деятельностях,
об образовательном процессе и др.
Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников
образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный
потенциал взрослых.
Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное проведение
народных праздников, посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся мероприятия,
в которых родители принимают активное участие.
Основные практические формы взаимодействия МАДОУ 17 с семьей
Этапы
Формы
Знакомство с семьей
Встречи-знакомства, анкетирование
Информирование родителей о ходе образовательной деятельности
Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды, создание памяток, сайт ДОО, организация выставок детского
творчества, приглашение родителей на детские концерты
и праздники
Просвещение родителей
Лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы,
тренинги, создание родительской библиотеки в группах
Совместная деятельность
Привлечение родителей к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах, субботниках, в детской исследовательской
и проектной деятельности, в разработке проектов, кружковой
работе
6