Положение об инклюзивном образовании в МАДОУ № 17

Заведующий МАДОУ № 17
Н.В. Антропова
Приказ № 82-д от «01 » сентября 2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ
в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
детском саду № 17 «Серебряное копытце»
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение (далее - Положение) разработано в целях реализации
гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –
с ОВЗ), детей-инвалидов на получение качественных образовательных услуг; создания
безбарьерной образовательной среды для данной категории в МАДОУ № 17 коррекции
нарушений развития, успешной социальной адаптации.
1.2. Нормативными основаниями данного Положения являются:
- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- Приказом Минпросвещения РФ от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования».
1.3. Положение регулирует деятельность ДОУ по организации инклюзивного образования
детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
1.4. Дети с ОВЗ – это дети, у которых имеются психические и (или) физические
нарушения в развитии, подтвержденные в установленном порядке.
В состав данной категории входят:
 дети с нарушениями слуха,
 дети с нарушениями зрения,
 дети с тяжелыми нарушениями речи,
 дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
 дети с задержкой психического развития,
 дети с нарушениями интеллектуального развития,
 дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
 дети с аутизмом,
 дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
1.5. Цель инклюзивного образования:
создание специальных образовательных условий, отвечающих особым
образовательным потребностям всех категорий обучающихся для обеспечения
качественного доступного образования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного
образования.
1.6. Задачи инклюзивного образования:

- обеспечить включѐнность детей с ОВЗ в образовательную среду, позволяющую
удовлетворять их права на образование, социальное развитие, досуг через
реализацию адаптированных образовательных программ и индивидуальных
образовательных программ, учитывающих их особые образовательные
потребности;
- формировать толерантное сообщество детей, родителей, персонала и
- социального окружения;
- создать в ДОУ безбарьерную образовательную среду.
1.7. В Положении используются следующие понятия:
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) физическое лицо, имеющее особенности в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные территориальной психолого-медико-педагогической
комиссией (далее – ТПМПК) и препятствующие получению образования без
создания специальных условий;
- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
- адаптированная образовательная программа (далее – АОП) - образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей
и
при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц;
- доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, дооборудованная с
учетом потребностей обучающихся с ОВЗ и позволяющая вести образ жизни
самостоятельно, в том числе беспрепятственно получать качественное
образование;
- «тьютор» - педагогический работник, который обеспечивает персональное
сопровождение в образовательном пространстве ребенка с ОВЗ; оказывает
помощь в преодолении проблем и трудностей процесса образования.
1.8. Инклюзивное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста осуществляется:
- путем организации совместного образовательного процесса детей с ОВЗ и детей,
не имеющих таких ограничений, в одной группе образовательного учреждения,
реализующей
образовательную
программу
дошкольного
образования
(образовательная инклюзия);
- через предоставление услуг дошкольного образования в консультационном
пункте.
1.9. Инклюзивное образование может реализовываться через следующие модели:
- полная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении
тьютора) посещают образовательное учреждение наряду со сверстниками, не
имеющими нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствие с учебным
планом, а также могут посещать кружки, праздники, развлечения и др.;
- частичная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ совмещают обучение
по индивидуальному учебному плану с посещением образовательного
учреждения и обучаются по АОП, по индивидуальным учебным планам по
согласованию с родителями (законными представителями), а также посещают
индивидуальные занятия в образовательном учреждении, участвуют в режимных

моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не
имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, внеклассные
мероприятия, если это не противоречит рекомендациям ТПМПК.
1.10. Организация инклюзивного образования в ДОУ строится с учѐтом
индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребѐнка на следующих
принципах:
– принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее обследование и
выстраивание индивидуального образовательного маршрута с учетом выявленных
особенностей (выбор форм, методов, средств обучения и воспитания, темпа обучения,
учебно-методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих
мероприятий с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребѐнка);
– принцип поддержки самостоятельной активности ребенка решает задачу
формирования социально активной личности, которая является субъектом своего
развития;
– принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для
понимания и принятия друг друга всеми участниками образовательных отношений,
активное включение детей, родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ в
совместную деятельность - как учебную, так и социальную;
– принцип партнерского взаимодействия с семьей - выстраивание доверительных
отношений с родителями (законными представителями) или близкими ребенка,
ориентация на запрос родителей (законных представителей), к тому, что, на их взгляд,
важно и нужно в данный момент для их ребенка, умение договориться о совместных
действиях, направленных на поддержку и развитие ребенка;
– принцип вариативности в организации образовательного процесса – т.е.
наличие вариативной развивающей среды, необходимых развивающих и дидактических
пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания и
способности педагога использовать разнообразные методы и средства работы как
общей, так и специальной педагогики;
- принцип интегрированности в общую образовательную среду предполагает
включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную
образовательную и воспитательную деятельность образовательного учреждения,
окружающего социума.
- принцип открытости и непрерывности, преемственности в инклюзии означает
сопровождение обучаемых по ступеням образования – дошкольное образование,
начальная школа.
1.11. В разработке модели организации инклюзивного образования участвуют
администрация ДОУ, методическая служба ДОУ, психолого-педагогический консилиум
ДОУ
1.11.1. Администрация ДОУ:
- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования;

- принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общей
развивающей направленности;
- анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного
образования;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающихся с
ОВЗ.
1.11.2. Методическая служба ДОУ:
- организует работу воспитателей, тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц
с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного
образования в соответствии с действующим законодательством;
- совместно со специалистами ППк ДОУ разрабатывает и утверждает на
Педагогическом совете ДОУ адаптированные основные образовательные
программы (далее - АООП) для обучающихся с ОВЗ по имеющимся нозологиям с
учѐтом требований федерального государственного образовательного стандарта.
АООП разрабатывается с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей детей с ОВЗ и обеспечивает коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию. Программа разрабатывается
образовательным учреждением самостоятельно с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) на
основании Примерной адаптированной основной образовательной программы в
соответствии с индивидуальными образовательными потребностями детей с ОВЗ.
АООП раскрывает общую модель построения образовательного процесса
дошкольного образования детей с ОВЗ;
- организовывает внеурочную (свободную) и досуговую деятельность
обучающихся с ОВЗ с учѐтом психофизических особенностей развития, их
интересов и пожеланий родителей (законных представителей);
- взаимодействует в рамках своей компетентности с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающихся с
ОВЗ.
1.11.3. Психолого-педагогический консилиум ДОУ:
- осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 0 до 8 лет в целях
своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом
развитии детей; определение степени и условия интеграции ребенка с ОВЗ в
образовательную среду;
- готовит по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием
специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ
психолого-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
подтверждают или изменяют ранее данные комиссией рекомендации;
- специалисты ППк совместно с воспитателями разрабатывают индивидуальные
адаптированные образовательные программы (далее - АОП) для каждого ребѐнка
с ОВЗ, посещающего группу общеразвивающей направленности с учѐтом
рекомендаций ТПМПК,
- утверждает на заседаниях ППк АОП для каждого ребенка с ОВЗ, посещающего
группу общеразвивающей направленности;

- формирует у родителей (законных представителей) реалистическое видение
сценария жизни ребенка с ОВЗ, определяющего взвешенный выбор
образовательного маршрута.
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Организация обучения детей с ОВЗ в МАДОУ № 17
осуществляется в
соответствии с Приказом Минпросвещения РФ от 31 июля 2020 года № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования».
2.2. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии:
 заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
(далее - ТПМПК) о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными
возможностями здоровья»;
 справки медико-социальной экспертизы (далее МСЭ), подтверждающей статус
«ребенок-инвалид»;
 заявления родителей (законных представителей) о согласии на обучение
ребенка с ОВЗ по адаптированной образовательной программе (в соответствии с
прилагаемой формой (приложение 1)).
2.3. Организация инклюзивного образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении осуществляется на основании:
 Положения об инклюзивном образовании в дошкольном образовательном
учреждении;
 образовательной программы учреждения, отражающей основные принципы и
содержание инклюзивного образования, а также имеющей соответствующий раздел по
работе с детьми с ОВЗ;
 заключения ТПМПК;
 адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.
2.4. Индивидуальная АОП разрабатывается группой педагогических работников в
течение месяца после зачисления ребѐнка в группу, с учѐтом рекомендаций ТПМПК,
результатов диагностики, мнения родителей (законных представителей), При создании
условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими программу, учитывается
индивидуальная программа реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида.
АОП утверждается ППк ДОУ.
2.5. Контроль за своевременным проведением образовательной деятельности,
выполнением адаптированных образовательных программ осуществляет заместитель
заведующей по ВМР дошкольного учреждения.
2.6.Этапы реализации инклюзивного образования:
Предварительный этап:
 предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса
родителей;
 определение воспитателей и группы, в которую поступает обучающий с ОВЗ;
 определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося с ОВЗ;

 заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в
образовательное учреждение.
Диагностический:
 изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования.
Разработка адаптированной образовательной программы:
 проектирование необходимых структурных составляющих АОП: титульный
лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к
результатам реализации АОП, система контрольно-измерительных материалов (более
подробная структура АОП в приложении 2);
2.7. Посещение образовательной деятельности в дошкольном образовательном
учреждении и индивидуальных и/или подгрупповых коррекционных занятий может
быть организовано как в образовательном учреждении, в котором обучается ребенок,
так и через сетевое взаимодействие с привлечением ресурсов иных организаций, что
должно быть отражено в адаптированной образовательной программе.
2.8.Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями)
регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
2.9.При поступлении в ДОУ ребѐнка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное
образование определяются условия и технология включения их в функционирующую
группу общеразвивающей направленности ДОУ (определяется дозирование времени
пребывания ребѐнка с ОВЗ в ДОУ, необходимость наличия специалиста сопровождения
ребѐнка с ОВЗ в ДОУ при интеграции в функционирующую группу, составляется
индивидуальный график посещения ребѐнком детского сада, планируются
адаптационные и интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям группы
время пребывания ребѐнка с ОВЗ увеличивается.
2.10.Содержание образовательного процесса в группе определяется основной
общеобразовательной программой ДОУ, основной адаптированной образовательной
программой для детей с ОВЗ (соответствующей нозологии) и индивидуальной
адаптированной образовательной программой ребѐнка с ОВЗ, составляемой с учѐтом
комплексной оценки ресурсов и дефицитов ребѐнка (АОП).
2.11.
Специфика образовательного процесса состоит в организации
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ,
психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с
рекомендациями ТПМПК. Его осуществляют специалисты: учитель-логопед, учительдефектолог, педагог-психолог, воспитатели, при необходимости – тьютор.
2.12. В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных услуг
ребѐнку с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы. В режим
вносятся дополнения с указанием условий и регламента проведения коррекционноразвивающих занятий специалистов с ребѐнком с ОВЗ. Режим дня и недели может быть
гибким.
2.13. В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести
физических и (или) психических нарушений, в соответствии с рекомендациями
ТПМПК, в коррекционной работе делается акцент на формирование у ребѐнка
социальных и практически-ориентированных навыков.
2.14. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются
специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной
атмосферы принятия и поддержки.

2.15. Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу в
соответствии с индивидуальной адаптированной образовательной программой ребѐнка с
ОВЗ, осуществляет сопровождение ситуации включения с точки зрения эмоционального
благополучия всех воспитанников группы.
2.16. Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при
необходимости могут быть направлены в течение года на ТПМПК, либо на
консультации к специалистам необходимого профиля.
2.17. С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами,
родителями ребѐнка с ОВЗ и родителями нормально развивающихся детей группы,
воспитанниками функционирующей группы) проводится работа, направленная на
взаимное приятие и сплочение всех участников инклюзивного образовательного
процесса, достижение социально значимых результатов.
2.18. В процессе работы с ребѐнком с ОВЗ может быть осуществлена его полная
интеграция в группу общеразвивающей направленности
с согласия родителей
(законных представителей) и на основании заключения ТПМПК (или педагогов, врача,
специалистов).
2.19. ДОУ организует развивающую предметно-пространственную
среду,
обеспечивающую необходимые условия в соответствии с особенностями детей с ОВЗ.
2.20. Родители по мере необходимости участвуют в интеграционных
мероприятиях.
2.21. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребѐнка с ОВЗ
методическую и консультативную помощь с целью повышения их психологической и
педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных
представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работу,
формирует у родителей (законных представителей) ответственность за развитие и
восстановление здоровья ребѐнка с ОВЗ.
2.22. Корректировка АОП происходит на заседаниях ППк дошкольного
образовательного учреждения с участием всех педагогов и специалистов, участвующих
в реализации АОП, на основании промежуточной психолого-педагогической
диагностики, которая проводится после летнего периода, середины, конца учебного
года, а так же с учѐтом особенностей усвоения адаптированной основной
образовательной программы.
2.23. По окончанию реализации программы дошкольного образования, при
переходе на уровень начального общего образования, по результатам обследования с
согласия родителей (законных представителей) ТПМПК рекомендует для детей с ОВЗ
программу обучения в школе. Специалисты сопровождения детского сада оформляют
индивидуальную карту сопровождения, в которой указывают динамику коррекционной
работы по результатам сопровождения ребѐнка в возрасте от 6 до 7 лет. Карта
сопровождения передаѐтся в школу, с учѐтом которой, вместе с рекомендациями
ТПМПК формируется АОП на уровне начального общего образования.
III. Финансовое обеспечение
3.1.Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно.
3.2.Дополнительные расходы, связанные с осуществлением воспитания и обучения
ребѐнка с ОВЗ, не предусмотренные специальной образовательной программой ребѐнка
с ОВЗ, утверждѐнной ДОУ, производятся за счѐт средств общественных,

благотворительных организаций и за счет других источников, не запрещенных
действующим законодательством.
3.3.Платные образовательные услуги, предусмотренные Уставом дошкольного
образовательного учреждения, предоставляются детям с ОВЗ, на общих основаниях в
соответствии с законодательством РФ.
IV. Участники образовательного процесса
4.1. Участники образовательного процесса: педагогические работники, родители и
воспитанники.
4.2. Родители (законные представители) имеют право:
 защищать законные права ребенка;
 обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации МАДОУ.
4.3. Воспитанник имеет право:
 на уважение человеческого достоинства;
 на моральное поощрение за успехи
4.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом РФ «Об
образовании».

Приложение 1.
Заведующему МАДОУ № 17
Н. В. Антроповой
от ____________________________________________
адрес _________________________________________
телефон _______________________________________

Заявление
о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной образовательной программе
Я, ____________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителя/законного представителя ребенка с ОВЗ)
являющ________

_____________________________________________________
(матерью/отцом/законным представителем)

_____________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка, дата рождения)
руководствуясь ч.3 ст.55 Федерального закона от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации» и на основании рекомендаций территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии
«______» _______________20___г

(коллегиальное заключение ТПМПК от

№ протокола ____), заявляю о согласии на обучение

моего ребенка по адаптированной основной образовательной программе для детей
___________

в МАДОУ № 17 в условиях инклюзивного образования в группе

общеразвивающей направленности.
Приложение: коллегиальное заключение ТПМПК.

«_____» ____________ 20 ___ г.

_____________

________________________

(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение 2

СОГЛАСОВАНО
Председатель ППк МАДОУ № 17
______________М.В. Москалец

УТВЕРЖДЕНО
Заведующая МАДОУ
_____________Н.В. Антропова
«___»_________________20___ г.

Протокол № ___ от ___________________

Индивидуальная образовательная программа ребѐнка с ОВЗ
_________________________________________________
(фамилия, имя ребенка, дата рождения)

воспитанника (цы) _________________________________________
(группа, в которой обучается ребенок)

на 20 ______/20_______ учебный год.
(титульный лист заполняет воспитатель группы)

ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Ф.И.О. ребенка:

(заполняет воспитатель)

Дата рождения:

(заполняет воспитатель)

Сведения о семье:

(заполняет воспитатель)

Полная/неполная
Благополучная/неблагополучная
Мать (ФИО, образование, место работы)
Отец (ФИО, образование, место работы)

Воспитатели (ФИО):
Заключения специалистов:
Учитель-логопед:
Педагог-психолог:
Учитель-дефектолог:
Группа здоровья
Заключения врачей – специалистов:

(заполняет воспитатель)
(заполняет воспитатель)

(заполняет воспитатель)
Например:
1. психиатр: F – 84. 11, F – 79
2. невролог: Наблюдение у психиатра.

Режим пребывания ребѐнка в МАДОУ
Заключение ТПМПК
Заключение ППк ДОУ

3. логопед детской поликлиники: Системное недоразвитие речи (заполняет
педагог-психолог из мед.карты ребенка)
12 часов
Является обучающимся с ОВЗ. Рекомендовано обучение и воспитание по
АООП ДО для детей с _________ с _________________20___ г.
Организовать / продолжить обучение и воспитание по АООП ДО для детей с
_________ в соответствии с содержанием и циклограммой индивидуальной

АОП ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Занятия с
Рекомендации ППК
педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом:
индивидуальные (периодичность), групповые (периодичность).
Цель индивидуальной образовательной Создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования
ребѐнка в соответствии с его возрастными, индивидуально-типологическими
программы:
особенностями и особыми образовательными потребностями, психологопедагогической и коррекционно-развивающей поддержки, позитивной
абилитации и социализации.
индивидуальную
психолого-педагогическую
помощь
Задачи
индивидуальной Осуществлять
ребенку; способствовать усвоению ребенком адаптированной основной
образовательной программы:
образовательной программы для детей с ______; обеспечить позитивные
сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение
относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных
возможностей; оказать методическую помощь родителям ребѐнка.
Формы реализации АОП:
Индивидуальные (групповые) занятия, ООД в группе с дифференцированым
подходом к ребѐнку с ОВЗ, игровая деятельность, совместная деятельность,
беседы…..
Консультации,
практикумы,
собеседования.
Обучение
родителей
Формы работы с родителями:
технологиям сопровождения ребенка с ……. Совместное пребывание
ребенка и родителей на индивидуальных консультациях, организация
выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты,
праздники.
Диагностика развития ребенка
Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления
оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного
результата.

Познавательное развитие: (заполняют психолог, учитель-дефектолог/воспитатели)
Пример: Темп деятельности неравномерный. Объѐм устойчивой работоспособности кратковременный (5 минут).
Внимание. Переключаемость характеризуется отвлекаемостью. Значительно снижены распределение внимания и его
концентрация.
Мышление наглядно-действенное ниже возрастной нормы. Задания невербального характера выполняются ребѐнком
лучше, чем вербализированные задания. Не доступны простые классификации и обобщения. Работа с простыми
контурами затруднена (с обучающей помощью). Задания на зрительно-двигательную координацию выполняет без учета
величины, формы и цвета. Цвета не знает и не соотносит. Определение процессов памяти и восприятия затруднены из-за
индивидуальных особенностей ребенка. Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает
манипуляция с одними и теми же игрушками.
Речевое развитие: (заполняет учитель-логопед)
Пример: Системное недоразвитие речи. Понимание речи только на обиходно-бытовом уровне. Воспринимает простые
побуждения и инструкции: сядь на стул, возьми мяч, пойдем в группу, мой руки.
Объем воспринимаемых высказываний очень медленно расширяется, для этого необходимо многократное повторение.
Пассивный словарь наполнен предметами ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь состоит
из набора автоматизированных фраз, употребляемых не всегда по смыслу. На вопросы чаще всего отвечает повтором
заданного взрослым вопроса.
Особенности личностного развития:
Пример: Частично контактна, настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся
громким криками и плачем. Очень возбудима и эмоциональна.
Целевые ориентиры дошкольного образования для ребѐнка с ________ (возраст ребенка)
(заполняют воспитатели (из АООП))
НАПРАВЛЕНИЯ
Коммуникативно – речевое

Познавательное

Коррекционно-образовательная деятельность, осуществляемая специалистами консилиума:
Пример:
Специалисты

Выявленные нарушения

Задачи коррекционной работы

Учительдефектолог
(воспитатели)

Не имеет представления
о
пространственных
понятиях
«лево-право»,
«верх-низ»,
«впередисзади»,
не
понимает
зеркальное отображение.
Не знает цифры.
Не
владеет
пределах 5.

Не знает
фигуры

счѐтом

в

геометрические

Содержание коррекционной
работы (формы, методы,
дидактические средства по
коррекции выявленных
нарушений)

Рекомендации для родителей

Формировать
пространственные
понятия «влево-вправо», «вверхвниз», «впереди-сзади».

«Муха», «Высоко-низко, далекоблизко», «Иди туда, куда скажу»,
«Зеркало».

Закреплять
дома
понятия
«лево-право»,
«верх-низ»,
«впереди-сзади».

Формировать представления
числах от 1 до 5.

о

«Считай дальше», «Какая цифра
спряталась», «Назови соседей».

Закреплять представления о
числах от 1 до 5.

Формировать навык прямого счѐта
в пределах 5.

«Считай
дальше»,
«Сосчитай
матрѐшек», «Сколько зверей в
теремке».

Закреплять навык
счѐта в пределах 5.

Формировать представления
геометрических фигурах.

«Назови фигуру», «Какая форма».

Закреплять
знания
геометрических фигурах.

Закреплять умение сравнивать
предметы.

о

Не
умеет
сравнивать
предметы,
устанавливать
сходство и различие.

Формировать умение сравнивать
предметы, устанавливая сходство и
различие.

«Сравни предметы», «На что
похоже», «Чем похоже», «Чем
отличается»

Не умеет классифицировать
предметы
по
одному
признаку.

Формировать
умение
классифицировать предметы.

«Овощи», «Фрукты»,
«Мебель», «Птицы».

«Одежда»,

прямого

о

Закреплять
умение
классифицировать предметы
по одному признаку.

Небрежно
закрашивает,
выходит
за
линии.
Использует 1 цвет.
Не умеет
бумаги.

вырезать

из

Недостаточный
уровень
владения
элементарными
приѐмами
лепки
и рисование
кистью и
красками.

Развивать умение закрашивать
аккуратно, не выходя за линии,
используя разнообразие цветов и
умеренный нажим на карандаш.

«Трафареты», «Раскраски».

Формировать умение пользоваться
ножницами
при
вырезывании
простых геометрических фигур,
полосок.

«Закрась платочек», «Морские
волны», «Цветок», «Ветка рябины».

Развивать
мелкую
пальцев рук.

моторику

Формировать умение
кистью и красками.

рисовать

«Фрукты», «Овощи», «Грибы».
«Морковь», «Мишка», «Козлѐнок».

Закреплять умение аккуратно
закрашивать, не выходя за
контур,
правильно
пользоваться
ножницами,
развивать мелкую моторику
рук.
Поощрять
аккуратность,
стремление помочь.
Закреплять умение рисовать
кистью и красками.

Самостоятельно одежду не
складывает, не поправляет и
не заправляет.

Продолжать развивать навыки
самообслуживания:
умение
складывать одежду, следить за
своим внешним видом.

«Сложи красиво кофту», «Сверни
колбаской колготки», «Помоги
товарищу».

Закреплять
самообслуживания.

Неустойчивое, рассеянное,
концентрация внимания
низкая – часто отвлекается.

Развивать способность
концентрировать произвольное
внимание

«Найди отличия», лабиринты,
зрительные диктанты,
«Корректурные пробы»

Закреплять навык при помощи
игр: «Съедобное несъедобное», «Найди
отличия», лабиринты

«Как пройти к зайке?»;

навыки

«Небылицы»;
«Съедобное - несъедобное»

Педагогпсихолог

«Пары слов»;
«Мы ходили в зоопарк»
Низкий объем зрительной и
слуховой памяти

Повышать объем произвольной
памяти

«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
«Отгадай предмет по описанию»;

Закреплять навык при помощи
игр: «Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
Закреплять навык при помощи
игр: «Да, нет»;«Загадки»;

Учительлогопед

Нарушения в развитии
эмоционально-личностной и
волевой сферы
(неустойчивое настроение –
меняется от незначительных
причин, плаксива, часто
непослушен, на замечания
реагирует неадекватно,
управлять поведением не
умеет).

Коррекция нарушений в развитии
эмоционально-личностной и
волевой сферы

Произносительная сторона
речи:

Развитие слухового внимания и
восприятия.

Затрудняется в
переключении с одной
артикуляционной позы на
другую.
Слабая подвижность губ,
Лицевая мускулатура
гипомимична.

Продолжать развивать слуховое
внимание и слуховое восприятие.

«Да, нет»; «Чей домик?»

«Отгадай предмет по
описанию».

Релаксационные упражнения,
ролевые игры, элементы
арттерапии, сказкотерапии.

Поддерживать положительный
эмоциональный контакт с
ребенком

Формировать умение
контролировать себя при помощи
усвоенного правила и умение
действовать по правилам.

Формирование двигательных
навыков и жестикуляции.
Продолжать формировать
направленность к собеседнику и
речевую позу.

Продолжать формировать
целостное речевое движение.
Формирование подвижности
органов речи.
Продолжать формировать голос.
Продолжать формировать речевой
выдох.
Продолжать развивать
подвижность органов речи.
Развитие экспрессивной речи.

игры
на
«Сказка о Весѐлом Язычке», совместные
развитие звукобуквенного
Гимнастика для язычка.
анализа и синтеза.
«Послушай-повтори»,
«Звуковая дорожка»
«Повтори звуки», «Эхо»,
«Громко-тихо»
«Назови ласково»,

Лексико-грамматический
строй речи.
Затрудняется в подборе
прилагательных к
существительным.
Затрудняется в назывании
действий людей разных
профессий,
Употребляет односложные
предложения, простые
фразы.

Понимание конкретных слов и
обиходных выражений;

Выполнение
домашних
заданий по закреплению
в корзине?», «Что с чем речевого материала;
рядом?», «Чего не хватает?», грамматического строя речи
«Исправь ошибку», "Чей хвост,
чья морда?"

Понимание однословного
предложения;

«Один-много»,
какая ветка?»,

понимание вопросов: «Куда?
Где? Откуда? Что? Кому?
Откуда? Для кого?»;

«Почемучки»,
«Продолжи
предложение», «Что было, что
будет?»,
«Чудесный

Развитие понимания речи.

Продолжать развивать
понимания речи:

Понимание целостных
словосочетаний, подкреплѐнных
наглядным предметным
действием;
Накопление пассивного словаря.
Активизация предметного
словаря, словаря признаков и
словаря действий.
Формирование грамматического
строя речи.

«Чего много

«Какой

лист,

мешочек», «Сосчитай»,
«Что приготовим?», «Кто, чем
питается?», «Кто кем будет?»,
«Сравни животных», игра «Как
улетают птицы?»
«1, 2, 3 рассказываешь ты», «В
гостях у сказки».
«Построй предложение»,
«Подбери слово», ««Добавь
слог»,
«Слоговой
поезд»,
«Прошагай слово», «Слово в
домик»
«Построй
предложение»,
«Подбери слово», «Цепочка
слов», «Сложи букву»,
«Подружи буквы» Цепочка слов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».