Прогроамма дополнительного образования Дымковская игрушка

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………
3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.............................................9
1.3. Содержание общеразвивающей программы ...............................................9
1.3.1. Учебно-тематический план .........................................................................9
1.4. Планируемые результаты………………………………………………
18
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарное перспективное планирование ................................................18
2.2. Условия реализации программы...................................................................18
2.3. Способы проверки результатов освоения программы………………….. 19
2.4. Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов.............................................................................................................19
2.5. Оценочные материалы…………………………………………………. 19
2.6. Методические материалы ..............................................................................21
3. Список литературы………………………………………..………………....23

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Дымковская игрушка»
приобщает детей к истокам русской народной культуры, обучает навыкам
технического исполнения дымковской росписи, развитию ручной умелости.
Актуальность
Дымковские глиняные игрушки привлекают внимание детей своей яркостью
и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение,
раскрывают мир весёлого праздника. Дымковские игрушки просты, но
своеобразны, они наивны, но выразительны. Организация занятий по
декоративному рисованию дымковской игрушки даёт возможность детям
почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе
эстетическое видение и чувствование окружающего мира, развивает ручную
умелостью.
Главной задачей программы «Дымковская игрушка» будет знакомство детей
с народным декоративно-прикладным искусством. В народном искусстве
обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа.
Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из
поколения в поколение.
Каждый образ в народном творчестве имеет своё значение, символ. Птица –
это символ радости, счастья, это души предков. Конь – главный символ солнца и
оберег. Медведь – символ могущества. Баран, корова – плодородие. Козёл –
добрая сила; олень – символ удачного брака, изобилия.
Украшения на одежде тоже имеют определённый смысл: тесьма на вороте,
рукавах, подоле – защита от злых духов.
Считалось, если подарить народную игрушку ребёнку, то она принесёт ему
здоровье, благополучие.
Хотя в настоящее время мы не воспринимаем символику так, как это было в
прошлом, но знакомые образы узора входят в нашу жизнь с детства.

3

Для обучения детей и развития декоративного творчества используются
подлинные предметы определённого вида народного искусства, их изображения
(фото, книги, календари и пр.).
Сначала выбираются знакомые образцы, изделия, украшенные
геометрическим узором (линии разного характера – широкие, тонкие, прямые,
волнистые, круги, точки, кольца, овалы).
Вся работа проводится в трёх направлениях.
I.
Ознакомление детей с определённым видом народного декоративноприкладного искусства. Эмоциональное воспитание детей, умение любоваться,
восхищаться красотой предметов.
II.
Обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе
подлинных предметов народного искусства.
III.

Формирование детского декоративного творчества.

Учить видеть, как мастер, не выходя за пределы определённого искусства,
традиций росписи, создаёт новый неповторимый узор.
Актуальность программы определяется потребностями участников
образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных
представителей). Также актуальность программы определяется требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования"), а именно: • с п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на
"обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования
Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья детей";
Нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку и
реализацию дополнительных образовательных программ.
Основанием для разработки программы дополнительного образования
«Дымковская игрушка» служат нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
4

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия
развития воспитания
в РФ на период
до
2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям
воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
5

здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
Рабочая программа реализуется на государственном языке Российской
Федерации-русском
Отличительная особенность данной программы в том, что она носит
вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что
обеспечивает
психолого-педагогическую
поддержку
художественнотворческого и эмоционального развития детей.
Программа построена по
тематическому принципу, включает в себя репродуктивные виды
изобразительного творчества и художественную деятельность творческого
характера.
Методологической основой для разработки занятий, используемых в
программе, являются следующие подходы и концепции:
 Личностно-ориентированный подход - такой подход обращает к
личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые
способности и возможности.
 Деятельностный подход – человек проявляется и развивается в
деятельности. Деятельность выступает ка средство становления и
развития субъективности ребенка. В центре стоит не просто
деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми в
реализации вместе выбранных целей и задач.
 Субъективно-ориентированный – опора в образовании на естественный
процесс саморазвития творческого потенциала и способности человека,
создание для этого соответствующих условий. В центре – самобытность
ребенка, его самоценность, субъективность процесса образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России.
Адресат программы – дети в возрасте 4-5 лет.
Возрастные особенности художественно-эстетического развития 4-5 лет:
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения
художественно-изобразительно - музыкального творчества, легко устанавливает
простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально
откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки,
события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом,
радостном, печальном, злом и т.д.
6

У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с
искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться
воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и
произвольность Значительное развитие получает изобразительная
деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом
возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые
изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской,
промывать по окончании работы. Графическое изображение человека
характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее
деталей.
Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают
приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы
круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
Особенности художественно – эстетическое развитие детей 4-5 лет. В
изобразительной деятельности 4-5 летний ребенок свободно может изображать
предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей
разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете
(знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и
голубой цвет).
Предполагаемые результаты обучения
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной программы
дошкольного образования раскрывают интегративные качества ребенка, которые
он приобретает в результате освоения программы, а именно:
Художественно-эстетическое развитие
 овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка
сформированы умения и навыки (изобразительные, музыкальные, и др.),
необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;
 сформирован интерес к творчеству;
 использует выразительные средства в создании рисунка;
 развито эстетическое восприятие, умение наблюдать, выделять свойства
предметов и явлений действительности;
 сформированы
некоторые искусствоведческие
основы
о
музыке, изобразительном искусстве, театре, народном искусстве,
 сформировано проявление художественно - творческих способностей в
разных видах художественной деятельности.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один учебный
7

год обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения
программы – 30 часов.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в
одновозрастном постоянном составе.
Режим занятий:
Продолжительность занятия составляет: в средней группе – 20 минут. Занятия
проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Индивидуальная работа
предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на
решение конкретных задач.
Особенности организации образовательного процесса.
Выполнение плана по программе «Дымковская игрушка»:
Создание условий работы творческой деятельности.
Эстетическая
развивающая
среда
в
группе
создаётся как
фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:
• внутренне убранство группы, где живут и воспитываются дети;
• световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки,
произведения изобразительного искусства, детского творчества;
• соответствие возрастным психологическим особенностям детей.
Мини-музей
Здесь размещаются материалы для знакомства детей с видами народного
декоративно-прикладного искусства, кроме того, в мини-музее находятся
материалы и оборудование необходимое для детского творчества.

•

•
•
•
•

Принципы проведения педагогических мероприятий:
системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во
всех видах педагогических мероприятий, и на протяжении всего периода
обучения по данной программе;
наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного
материала;
цикличность построения педагогических мероприятий – педагогические
мероприятия составлены на основе предыдущего мероприятия;
доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей
дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения
проблемных ситуаций;
8

•

-

-

развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие
эстетических чувств, воспитание интереса к истории русской народной
игрушки.
Педагогические условия для реализации программы:
создание художественно-развивающей среды в детском саду
разработка занятий по развитию детских способностей и их апробация.
Для
успешной
реализации
программных
задач
предусматривается
взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы
работы: беседы, консультации, мастер - классы, анкетирование, выставки и др.
Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные
представления и практические умения в продуктивной деятельности и в
оказании помощи детям.
Методы и приемы обучения:
словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение,
пояснение);
наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей)
1.2 . Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
Помочь ребенку проявить свои творческие способности в различных видах
изобразительной и прикладной деятельности. Приобщение детей к истокам
русской народной культуры.
Задачи:
- Ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства.
Обучение навыкам технического исполнения дымковской росписи, развитие
ручной умелости.
- Формировать интерес детей к сведениям о промысле, содержании, назначении
предметов, материалов, характерных признаков.
- Воспитывать интерес к истории русской народной культуры, умение видеть,
любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
1.3. Содержание общеразвивающей программы.
1.3.1. Учебно-тематический план средний возраст

9

№ Тема
п/п
1
Знакомство с дымковской игрушкой.

Кол-во
занятий
1

Кол-во
час./мин.
20

2

Дорожка для коня.

1

20

3

Русская изба.

1

20

4

Давайте поиграем.

1

20

5

Экскурсия в мини-музей «Дымковская игрушка». 1

20

6

Ткань на юбку для дымковской барышни.

1

20

7

Сказочная дорожка.

1

20

8

Путешествие в сказку.

1

20

9

Хвост для дымковского индюка.

1

20

10

Составление узора на цветке.

1

20

11

Волшебные рисунки.

1

20

12

Праздник в царстве Дымково.

1

20

13

Составление узора на круге.

1

20

14

Игра «Кто что потерял».

1

20

15

У дымковской барышни новоселье.

1

20

16

Поможем художнику.

1

20

17

В гостях у бабушки Насти.

1

20

18

Волшебные лошадки.

1

20

19

Сказочный теремок.

1

20

20

Посиделки.

1

20

21

Распишем наряды козлятам.

1

20

22

Блюдца с узорами.

1

20

23

Сказочные птицы.

1

20

24

Путешествие в город Мастеров.

1

20

25

Магазин «Народные игрушки».

1

20

26

Домашние животные.

1

20
10

27

На что похоже?

1

20

28

Весёлый петушок.

1

20

29

Ярмарка в Дымково.

1

20

30

Выставка детских работ.

1

20

Всего по программе:

600мин

1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Ознакомление детей с дымковской игрушкой. Эмоциональное
воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов
народного творчества.
Задачи обучения:
 Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые
образы (птица, конь, барышня, кавалер), видеть их красоту, нарядность,
любоваться ими, выделять некоторые средства выразительности (элементы
и их цвет).
Раздел 2. Обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе
подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приёмам
росписи и лепке народных мастеров.
Задачи обучения:
 Составлять узоры в рисовании, лепке, аппликации: широкие прямые
линии, мазки, кольца, круги, точки. Развивать чувство ритма, симметрии.
Раздел 3 Формирование детского декоративного творчества. Учить видеть на
предметах дымковской игрушки вариативность элементов, сочетание цветов.
Задачи обучения:
 Выбор цвета, затем элементов. Создание творческих композиций.
1.3.3. Перспективное планирование педагогических
«Дымковская игрушка» ( средняя группа)
Неделя

1
неделя

Тема
Знакомство с
дымковской

мероприятий

Программное
Структура
Материал
содержание
Сентябрь
Познакомить детей Художественное Дымковские
с дымковской
слово. Слайдигрушки,
11

игрушкой

2
неделя

игрушкой, развивать
интерес к народной
игрушке
«Дорожка для Учить выделять
коня»
один из элементов
узора – круг,
составлять узор на
полосе.

3
неделя

«Русская
изба»

4
неделя

«Давайте
поиграем»

1
неделя

Экскурсия в
мини-музей
«Дымковская
игрушка»

2
неделя

Ткань на
юбку для
«Дымковской
барышни».

3
неделя

«Сказочная
дорожка»

Познакомить с
бытом русского
человека в старину,
закрепить умение
рисовать круг,
украшать его
чёрными точками.
Учить детей играть
в лото «Дымковская
игрушка».
Октябрь
Уточнить знания о
дымковской
игрушке,
продолжать учить
рисовать
горизонтальные
линии.
Учить рисовать
клетчатый узор из
горизонтальных и
вертикальных
линий, заполняя
клетки кругами.
Закрепить умение
рисовать клетчатый
узор. Упражнять
выбирать два цвета
для линий и кругов.

шоу.

кукла
«Петрушка».

Художественное
слово,
подвижная игра,
рисование.

Дымковский
конь, гуашь,
кисть, белая
бумага 5 на 25
см., вода в
баночке,
салфетка,
подставка.
Художественное Гуашь, кисть,
слово,
белая бумага 5
дидактическая
на 25 см., вода
игра, рисование. в баночке,
салфетка,
подставка.
Художественное Дидактическая
слово,
игра.
дидактическая
игра.
Художественное Гуашь, кисть,
слово, загадки,
белая бумага 5
рисование.
на 25 см., вода
в баночке,
салфетка,
подставка.
Фотоальбом,
художественное
слово,
рисование.

Гуашь, кисть,
белая бумага 5
на 25 см., вода
в баночке,
салфетка,
подставка.
Художественное Гуашь, кисть,
слово,
белая бумага 5
дидактическая
на 25 см., вода
игра «Собери
в баночке,
картинку»,
салфетка,
рисование.
подставка,
любая
дымковская
12

4
неделя

игрушка.
«Путешествие Закрепить умение
Художественное Гуашь,
в сказку»
рисовать знакомые
слово,
штампы,
элементы
рисование,
силуэт из
дымковской
иллюстрации.
белой бумаги
росписи.
коня, вода в
Воспитывать
баночке,
любовь к народному
салфетка,
творчеству.
подставка,
колокольчик.

1
неделя

«Хвост
дымковского
индюка»

2
неделя

Составление
узора на
цветке

3
неделя

Волшебные
рисунки.

4
неделя

Праздник в
царстве

Ноябрь
Закреплять умение
рассматривать,
выделять и
рисовать новые
элементы
узора.(кольцо)

Упражнять в
умении рисовать
элементы узора –
кольцо и в
середине круг,
украшение
чёрными точками.
Воспитывать
желание рисовать
аккуратно.
Закрепить умение
выполнять
знакомые узоры
дымковской
росписи.
Воспитывать
любовь к
народному
творчеству.
Формировать
умение создавать

Художественное
слово,
хороводная игра,
рисование.

Художественное
слово, игровая
ситуация,
рисование.

Художественное
слово,
дидактическая
игра, рисование.

Художественное
слово,

Дымковская
игрушка
«Индюк»,
розетка белого
цвета
диаметром 20
см. из бумаги,
гуашь, кисть,
вода в баночке,
салфетка,
подставка
Иллюстрации,
белая бумага в
виде цветка,
гуашь, кисть,
вода в баночке,
салфетка,
подставка

Дымковские
игрушки,
дидактическая
игра «Найди
пару», гуашь,
кисть, вода в
баночке,
салфетка,
подставка.
Слайд – шоу,
шаблоны
13

Дымково.

узоры по
собственному
замыслу.
Развивать
эстетическое
восприятие,
чувство ритма,
цвета.
Декабрь
Продолжать учить
составлять узор на
круге, выделяя
середину и кайму.
Закрепить умение
выбирать
сочетание цветов,
украшения.

1
неделя

Составление
узора на
круге.

2
неделя

Игра «Кто что Закрепить знания
потерял?»
детей об
элементах
дымковской
росписи.
Развивать
внимание и
мышление.
У
Продолжать
дымковской
знакомить детей с
барышни
дымковской
новоселье.
игрушкой. Учить
составлять на
бумаге разной
формы (круг,
розетка, полоска),
используя
элементы
дымковской
росписи.
Поможем
Закреплять умение
художнику.
украшать
Уточка.
дымковскую
игрушку
«Уточку».
Упражнять в

3
неделя

4
неделя

сюрпризный
момент,
рисование.

различных
дымковских
игрушек,
гуашь, кисть,
вода в баночке,
салфетка,
подставка.

Художественное Фланелеграф,
слово, подвижная иллюстрации,
игра, рисование. белый круг
диаметром 20
см., гуашь,
кисть, вода в
баночке,
салфетка,
подставка.
Дидактическая
Иллюстрации.
игра «Обведи
элемент».

Художественное
слово, сюжетноролевая игра,
рисование.

Белая бумага
разной формы,
гуашь, кисть,
вода в баночке,
салфетка,
подставка.

Загадка,
подвижная игра,
рисование.

Белая бумага,
гуашь, кисть,
вода в баночке,
салфетка,
подставка.
14

1
неделя

В гостях у
бабушки
Насти.

2
неделя

Волшебные
лошадки.

3
неделя

Сказочный
теремок.

1
неделя

2
неделя

Посиделки.

Распишем
наряды
козлятам.

умении правильно
выбирать цвет,
располагать
элементы росписи.
Январь
Продолжать учить
рисовать
дымковский узор,
украшать
кольцами одного
цвета и в кольце
круг другого
цвета.
Воспитывать
интерес к
глиняной игрушке.
Учим лепить
фигурку
дымковской
лошадки.
Развивать мелкую
моторику пальцев
рук.
Учить рисовать
сказочный
теремок,
придавать форму
дома (квадрат),
крыши
(треугольник).
Развивать
творчество.
Февраль
Познакомить
детей с
устройством
русской избы.
Совершить
экскурсию в
музей.
Закрепить
технические
умения: концом
кисти рисовать

Сюрпризный
момент,
рисование,
чаепитие.

Белая бумага,
гуашь, кисть,
вода в баночке,
салфетка,
подставка.

Подвижная игра,
лепка.

Игрушка
«Дымковская
лошадка»,
пластилин,
досочки, стек.

Настольный
театр, словесная
игра, рисование.

Иллюстрации,
белая бумага,
гуашь, кисть,
вода в баночке,
салфетка,
подставка.

Художественное
слово (потешки,
загадки).

-

Художественное Силуэты
слово, рисование. платьев и
рубашек из
белой бумаги,
15

круг, прямую
линию.

3
неделя

Блюдца с
узорами.

4
неделя

Сказочные
птицы.

1
неделя

Путешествие
в город
мастеров.

2
неделя

Магазин
«Народные
игрушки».

3
неделя

Домашние
животные.

гуашь, кисть,
вода в баночке,
салфетка,
подставка.
Закрепить умение Загадка,
Цветная
составлять узор на музыкальная
бумага,
круге из элементов игра, аппликация. ножницы, клей,
дымковской
салфетки.
росписи.
Развивать
эстетический вкус.
Закрепить и
Хороводная игра, Иллюстрации,
уточнить знания
рисование.
белая бумага,
детей о
гуашь, кисть,
дымковской
вода в баночке,
росписи.
салфетка,
Продолжать
подставка.
прививать любовь
к русскому
прикладному
искусству.
Март
Формировать
Загадки,
Дымковские
умение создавать
аудиозаписи,
игрушки, из
узоры по
рисование.
белой бумаги
собственному
силуэты
замыслу.
дымковских
Развивать
игрушек,
эстетическое
гуашь, кисть,
восприятие,
вода в баночке,
чувство ритма и
салфетка,
цвета.
подставка.
Продолжать учить Художественное Иллюстрации,
видеть отличия
слово,
белая бумага,
дымковской
дидактическая
гуашь, кисть,
игрушки и
игра «Обведи и
вода в баночке,
филимоновской
раскрась»,
салфетка,
игрушки.
рисование.
подставка.
Закреплять знания Загадки,
Иллюстрации,
о домашних
словесная игра,
силуэты
животных и их
рисование.
животных из
детёнышах.
белой бумаги,
Закреплять умение
гуашь, кисть,
рисовать элементы
вода в баночке,
16

4
неделя

На что
похоже?

1
неделя

Весёлый
петушок.

2
неделя

Ярмарка
«Дымково».

3
неделя

Выставка
детских
работ.

1.4.

дымковской
росписи.
Уточнить и
закрепить умение
украшать
дымковской
росписью разные
формы. Развивать
творческие
способности
детей, чувство
композиции.
Апрель
Совершенствовать
умение украшать
петушка
дымковской
росписью.

Художественное
слово,
аудиозапись,
дидактическая
игра «Тени».

салфетка,
подставка.
Иллюстрации,
белая бумага,
гуашь, кисть,
вода в баночке,
салфетка,
подставка.

Художественное Иллюстрации,
слово, рисование. силуэт петушка
из белой
бумаги, гуашь,
кисть, вода в
баночке,
салфетка,
подставка.
Продолжать
Театрализованная Фигурки
воспитывать у
игра, беседа.
дымковских
детей эстетические
игрушек,
чувства. Провести
иллюстрации.
беседу «Из чего
делают
дымковские
игрушки».
Воспитывать у
Оформление
детей любовь к
группы,
русскому
презентация
народному
«Маленькие
творчеству,
художники».
расширять и
обогащать знания
детей.

Планируемые результаты.

В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь):
- рисовать простые и сложные элементы дымковской росписи, лепить
игрушки и выполнять аппликации по народным мотивам
17

-

хорошо владеть навыками рисования кончиком кисти, либо тычком
украшать росписью всю фигуру
характерные линии рисовать плавно, без отрыва
самостоятельно выполнять работу
придумывать свою композицию
называть дымковские игрушки
выбирать цветовую гамму для дымковской росписи
называть элементы дымковской росписи
выучить стихи, потешки о дымковских игрушках

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПАДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
№

Основные характеристики

п/п

образовательного процесса

1

Количество учебных недель

30

2

Количество учебных дней

30

3

Количество часов в неделю

1

4

Количество часов

30

5

Недель в 1 полугодии

16

6

Недель во 2 полугодии

14

7

Начало занятий

5 сентября, 2023 г.

8

Выходные дни

31 декабря- 9 января

9

Окончание учебного года

20 апреля, 2024 г.

2.2. Условия реализации программы.
2.2.1. Материально-техническое обеспечение:
столы и стулья для детей, доска, фланелеграф.
Перечень основных средств обучения:
 музыкальный центр;
 аудиотека: русские народные песни, «Голоса птиц», «Звуки природы»,
«Инструментальная музыка»;
 ноутбук;
18

 CD-плеер;
Наглядный материал:
Наборы открыток, альбомы, раскраски, настольные игры, фигурки дымковских
игрушек, фотографии.
2.2.2. Информационное обеспечение:
• Фотоаппаратура.
• ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
В работе с детьми используем различные средства: белая бумага,
пластилин, цветная бумага, силуэты дымковских игрушек из белой бумаги,
дымковские игрушки, гуашь, кисти, штампы.
2.3. Способы проверки результатов освоения программы.
Будут использоваться следующие формы подведения итогов реализации
программы:
- входной этап – проводится в начале курса, для определения уровня творческих
способностей ребенка, его мелкой моторики (беседа, практическая работа);
- текущий этап – на каждом занятии: просмотр работ, мини-выставки; итоговый
этап – проводится в конце учебного года: выставка.
2.4. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
фотовыставка, фотоотчет на сайте детского сада МАДОУ№17, фотоотчеты
в группе «Вконтакте».
2. 5. Оценочные материалы
Ожидаемый результат
Цвет:
Высокий уровень - Знает цветовую гамму для дымковской росписи
Средний уровень - Знает цветовую гамму, иногда забывает цвета
Допустимый уровень - Не знает цветовую гамму дымковской росписи
Форма:

19

Высокий уровень – Рисует простые элементы (точка – горошина, прямая
линия – круг) и сложные элементы (клеточка, дуга, волнистая линия)
Средний уровень – Рисует точно простые элементы, а сложные немного
искажает
Допустимый уровень – Рисует только простые элементы с искажением.
Умение работать кончиком кисти:
Высокий уровень – Хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти
Средний уровень – Умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера
письма всей кистью
Допустимый уровень – Не умеет работать кончиком кисти
Композиция:
Высокий уровень – Ребёнок видит и украшает всю фигуру, используя простые
и сложные элементы росписи.
Средний уровень – Ребёнок видит только часть плоскостного силуэта и
украшает его.
Допустимый уровень – Скученное изображение.
Какие материалы использовались для создания изображения:
Высокий уровень – Плоскостной силуэт, кисть, тычок.
Средний уровень - Плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок.
Допустимый уровень – Простой лист, тычок.
Уровень самостоятельности выполнения работы:
Высокий уровень – Самостоятельно выполняет работу.
Средний уровень – Небольшая помощь педагога.
Допустимый уровень – Не может выполнить работу.
Творчество:
Высокий уровень – Самостоятельно придумывает композицию, лепит,
изображает элементы росписи.
Средний уровень – Составляет композицию, но для этого ребёнку надо иметь
образцы элементов, незначительная помощь педагога.
20

Допустимый уровень – Рисует только то, что видит, нет творческой
активности.
2.6. Методические материалы.
Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы
и приемы обучения:
Наглядные: показ, фотографий, графических изображений, рисунков;
метод демонстрации (наблюдение за процессом), просмотр презентаций.
Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор,
беседа, рассказ;
Практические: игровые, упражнения, соавторство, экспонирование (фото
и видео выставки работ), элементы театрализации; пальчиковая гимнастика;
рисование с ребенком «рука в руке».
Методическое обеспечение:
 беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
 демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать
учебный материал;
 работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких
деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;
 организация индивидуальных и коллективных форм художественного
творчества;
 организация экскурсии в музеи;
 организация выставок детских работ;
 создание и развитие детского коллектива;
 с родителями.
Педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии
Задача
Овладеть набором простейших форм и способов поведения,
способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Формы организации:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Гимнастика для глаз.
3. Дыхательная.
4. Артикуляционная.
5. Музыкально-дыхательные тренинги.
21

6. Динамические паузы.
7. Релаксация.
2. Технологии проектирования
Задача
Развивать и обогащать социально-личностный опыт через вовлечение детей в
сферу межличностного взаимодействия.
Формы организации:
1. Работа в группах, парах.
2. Беседы, дискуссии.
3. Социально-активные
приемы: методвзаимодействия, метод
экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.
3. Личностно-ориентированные технологии.
Задача
Обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условий развития
личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный
подход к воспитанникам.
Формы организации:
1. Игры, НОД.
2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
3. Гимнастика, массаж, образно-ролевые игры, этюды.
4. Социоигровые технологии
Задача
Развивать взаимодействия «ребенок-ребенок»,
«ребенок-родитель»,
«ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия. Формировать
навыки и умения дружеского коммуникативного взаимодействия.
Формы организации:
1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение
договариваться.
2. Игры с правилами, сюжетно-ролевые игры.
3. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

22

Список литературы
1. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
Познавательное развитие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 207 с.
2. Гаврилова В.В. Декоративное рисование с детьми 5 – 7 лет:
рекомендации, планирование, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель,
2011. – 143 с.
3. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию.
Конспекты занятий. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 152
с.
4. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество»; 2е изд. –
М.: Просвещение, 2006. – 50 с.
5. Королёва Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет. Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с.
6. Куприна Н.Г. «Практикум по дисциплине «Педагогика народного
творчества»» Екатеринбург 2014. – 70 с.
7. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. «Город мастеров».
Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 144 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».