Программа дополнительного образования Волшебные ручки

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………
3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.............................................9
1.3. Содержание общеразвивающей программы ...............................................9
1.3.1. Учебно-тематический план .........................................................................9
1.4. Планируемые результаты………………………………………………
39
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарное перспективное планирование ................................................40
2.2. Условия реализации программы...................................................................40
2.3. Способы проверки результатов освоения программы………………
41
2.4. Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов.............................................................................................................41
2.5. Оценочные материалы…………………………………………………. 41
2.6. Методические материалы ..............................................................................44
3. Список литературы………………………………………..………………....47

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебные ручки» ориентирована на развитие творческих способностей и воображения детей.
Помочь ребенку проявить свои творческие способности в различных видах
изобразительной и прикладной деятельности.
Актуальность
Известно, что дошкольный возраст – это период интенсивного развития
творческих способностей детей. В каждом ребенке при рождении заложен
огромный потенциал, но разовьются его способности или нет – зависит от того
окружения, в котором растет и развивается ребенок. Множество развивающих,
образовательных задач можно решить, занимаясь с детьми ручным трудом. И что
особенно важно – ручной труд способствует формированию у старших
дошкольников компонентов дальнейшей учебной деятельности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с
подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания
образов предметов из бумаги, природного и бросового материалов. В процессе
работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их
преобразования и использование их в различных композициях. В процессе
создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета,
формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях
окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой,
находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из
бумаги, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям
огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не
получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться
положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно
обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не
позволяют другим испортить поделку.
Актуальность программы определяется потребностями участников
образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных
представителей)
и
требованиями
Федерального
государственного
3

образовательного стандарта дошкольного образования, а именно: с п.1.6. ФГОС
ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия
содержания Программ и организационных форм дошкольного образования,
возможности формирования Программ различной направленности с учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";
Нормативно-правовые документы, регламентирующие разработку и
реализацию дополнительных образовательных программ.
Основанием для разработки программы дополнительного образования
«Волшебные ручки» служат нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия
развития воспитания
в РФ на период
до
2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
4

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Рабочая программа реализуется на государственном языке Российской
Федерации-русском
Отличительная особенность данной программы в том, что она носит
вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что
обеспечивает психолого-педагогическую поддержку художественно- творческого
и эмоционального развития детей. Программа построена по тематическому
принципу, включает в себя репродуктивные виды изобразительного творчества и
художественную деятельность творческого характера.
Методологической основой для разработки занятий, используемых в
программе, являются следующие подходы и концепции:
 Личностно-ориентированный подход - такой подход обращает к личности
ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности
и возможности.
 Деятельностный подход – человек проявляется и развивается в
деятельности. Деятельность выступает ка средство становления и
развития субъективности ребенка. В центре стоит не просто деятельность,
а совместная деятельность детей со взрослыми в реализации вместе
выбранных целей и задач.
 Субъективно-ориентированный – опора в образовании на естественный
процесс саморазвития творческого потенциала и способности человека,
создание для этого соответствующих условий. В центре – самобытность
ребенка, его самоценность, субъективность процесса образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России.
Адресат программы – дети в возрасте 5-7 лет.
Возрастные особенности художественно-эстетического развития 5-7 лет:
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения
художественно-изобразительно - музыкального творчества, легко устанавливает
простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается
на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит
увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и
т.д.
5

У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с
искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение.
Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность
Значительное развитие получает изобразительная
деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом
возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые
изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской,
промывать по окончании работы. Графическое изображение человека
характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее
деталей.
Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают
приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы
круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
Особенности художественно – эстетическое развитие детей 5 -6 лет. В
изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать
предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной
формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают
основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой
цвет).
Предполагаемые результаты обучения
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной программы
дошкольного образования раскрывают интегративные качества ребенка, которые
он приобретает в результате освоения программы, а именно:
Художественно-эстетическое развитие
 овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы
умения и навыки (изобразительные, музыкальные, и др.), необходимые для
осуществления различных видов детской деятельности;
 сформирован интерес к творчеству;
 использует выразительные средства в создании рисунка;
 развито эстетическое восприятие, умение наблюдать, выделять свойства
предметов и явлений действительности;
 сформированы
некоторые искусствоведческие
основы
о
музыке, изобразительном искусстве, театре, народном искусстве,
 сформировано проявление художественно - творческих способностей в
разных видах художественной деятельности.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года
6

обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения
программы – 30 часов.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в
одновозрастном постоянном составе.
Режим занятий:
Продолжительность занятия составляет: в старшей группе – 25 минут, в
подготовительной группе – 30 минут. Занятия проводятся во вторую половину
дня, 1 раз в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от
занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.
Особенности организации образовательного процесса.
Выполнение плана по программе «Волшебные ручки»:
Создание условий работы творческой деятельности.
Эстетическая
развивающая
среда
в
группе
создаётся как
фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:
• внутренне убранство группы, где живут и воспитываются дети;
• световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки,
произведения изобразительного искусства, детского творчества;
• соответствие возрастным психологическим особенностям детей.
Центр творчества.
Здесь размещаются материалы для знакомства детей с различными видами
изобразительного искусства, предметами различных промыслов народов; кроме
того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для
детской деятельности. При подборе учитываются половые различия детей –
предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как
для мальчиков, так и для девочек.

•

•
•
•

Принципы проведения педагогических мероприятий:
системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во
всех видах педагогических мероприятий, и на протяжении всего периода
обучения по данной программе;
наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного
материала;
цикличность построения педагогических мероприятий – педагогические
мероприятия составлены на основе предыдущего мероприятия;
доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей
7

•
•

-

-

дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения
проблемных ситуаций;
развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие
эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Педагогические условия для реализации программы:
создание художественно-развивающей среды в детском саду
разработка занятий по развитию детских способностей и их апробация.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие
с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы,
консультации, мастер - классы, анкетирование, выставки и др. Разнообразие
используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления
и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям
.
Методы и приемы обучения:
словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение,
пояснение);
наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
практические(самостоятельная продуктивная деятельность детей)
1.2 . Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: Развивать творческие способности, фантазию, воображение,
помочь ребенку проявить свои творческие способности в различных видах
изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
- Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, бросового
материалов.
- Развивать воображения, умения видеть необычное в обычных предметах,
развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
- Изготовлять с детьми атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игрдраматизаций, использовать детские поделок для оформления интерьера
дошкольного
учреждения.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до
конца.

8

1.3. Содержание общеразвивающей программы.
1.1.1 Учебно-тематический план старший возраст
№ Тема
п/п
1
«Наша волшебная
мастерская» (педагогическая диагностика)
2
«Цветочная поляна»
(Поделка из бросового материала)
3
«Подсолнух»
(Поделки
из
природных
материалов)
4
«Рыбка»
(Поделки из природных материалов)
5
«Черепашка»
(Поделки из природных материалов)
6
«Кап-кап дождик»
(Поделка из бумаги)
7
«Гроздь винограда» (Аппликация из салфеток)
8
«Книжка - малышка»
(Поделка из бумаги)
9
Коллективная работа «Лес»
(Поделки из природных материалов)
10 «Овечка»(Поделка из бумаги)
11 «Гриб»(Поделка из бумаги)

Кол-во
занятий
1

Кол-во
час./мин.
25

1

25

1

25

1

25

1

25

1

25

1
1

25
25

1

25

1
1

25
25

1

25

1
1

25
25

15
16

«Ёжики на поляне»
(Поделки из природных материалов)
«Снежинка»(Поделка из бумаги)
«Новогодние игрушки для лесных друзей»
(природный материал)
«Новогодняя открытка»(Поделка из бумаги)
«Новогодняя елочка» (Объёмная аппликация)

1
1

25
25

17

«Снеговик»(Поделка из бумаги)

1

25

18
19
20

«Новогодняя игрушка»(Поделка из бумаги)
«Елочка»(Поделка из бумаги)
«Хоровод снеговиков»(Поделка из бумаги)

1
1
1

25
25
25

12
13
14

9

1
1
1

25
25
25

1
1

25
25

26

«Яблоко» Оригами.(Поделка из бумаги)
Сердечная открытка Поделка из бумаги
«Плыви, кораблик!»С пластилином
(Поделка с бросового материала)
«Корзина с цветами» (коллективная работа)
«Мороженое »
Аппликация(Поделка из бумаги)
«Любопытные гусенички»(Поделка из бумаги)

1

25

27
28

«Бабочка»(Поделка из бумаги)
« Веточки мимозы»(Поделка из бумаги)

1
1

25
25

« Птичка»(Поделка из бумаги)
«Подснежник»
(Поделки из природных материалов)
31 «Вазочка»(Поделка из бросового материала)
32 «9 мая»(Поделка из бумаги)
33 По собственному замыслу
(Поделки из природных материалов
(педагогическая диагностика)
Всего по программе:

1
1

25
25

3
1
1

25
25
25

21
22
23
24
25

29
30

900мин

Подготовительный возраст
№ Тема
п/п
1
«Осенние
фантазии»
(педагогическая
диагностика)
2
«Закладка для книги». (аппликация)
3
4
5
6
7
8
9

«Баночка с пожеланиями». (из бросового
материала).
«Помидоры в банке» (из бросового материала).
«Слоненок» (из природного материала)
«Собачка» (игрушки из полос бумаги)
«Бабочка» ( из бросового материала).
«Ёжик» (поделка из бумаги)
«Лебедь» (из природного материала).

Кол-во
занятий
1

Кол-во
час./мин.
25

1

25

1

25

1
1
1
1
1
1

25
25
25
25
25
25
10

10
11

«Превращение цилиндра» (работа с бумагой)
1
«Зайчонок под ёлкой.»
( из бросового 1
материала).

25
25

12
13
14
15
16

«Воробей» (поделка из бумаги)
«Гирлянда» (цветы из полос бумаги)
«Дерево» (обрывание бумаги).
Стул. (поделка из бумаги)
«Рябина для снегирей» (Аппликация из
салфеток)
«Снеговичок» (сминание, надрывание бумаги,
оригами)
«Птичка» (из природного материала)
«Жираф». (Поделка из природных материалов)
«Валентинка». (работа с бумагой)
"Пасхальные яйца" (из природного мтериала)
«Пирамидка» (Обрывная аппликация)
.Подарки для мам «Нарциссы» (симметричное
вырезывание)
«Смородина» (из природного материала).
Волшебный космос. (поделка из бумаги)
«Верба» (из природного материала)

1
1
1
1
1

25
25
25
25
25

1

25

1
1
1
1
1
1

25
25
25
25
25
25

1
1
1

25
25
25

Ромашка( из бросового материала).
«Деревья» (коллективная работа) (Поделки из
бумаги)
29 Рамочка для фотографии.( из природного
материал)
30 «Гусеница». ( из бросового материала).
31 «Мимоза». (из бросового материала)
32 «Одуванчик» (Поделка из ватных палочек и
пластилина)
33
«Яблочко» (Поделки из природных материалов)
(педагогическая диагностика)
Всего по программе:

1
1

25
25

2

25

1
3
1

25
25
25

1

25

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

900мин

1.3.1. Содержание учебного (тематического) плана
11

Раздел 1. «Работа с бумагой и картоном».
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой
деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества,
чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой
набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги –
способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет
изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые
мы можем использовать в повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую
моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество
видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались
различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих
стран мира.
Задачи обучения:
 Совершенствовать навыки работы с бумагой: сгибать лист в 3-4 раза, в
разных направлениях; выполнять работу по типу «Оригами».
 Учить работать по шаблону и готовой выкройке, изготавливать игрушкисамоделки.
 Выполнять картины по типу «мозаика» из бумаги с использованием
природного материала (яичной скорлупы, семян подсолнечника).
 Учить делать объёмные игрушки - самоделки, в основании которых лежат
объёмные геометрические фигуры (конус, цилиндр, параллелограмм).
 Учить делать элементарные подвесные вращающиеся конструкции из
лёгких фактур бумаги, на круге плотного картона или пластмассовом
кольце.
Раздел 2. Работа с бросовым материалов («Остров ненужных вещей»)
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно
и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс. Сейчас
стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для
всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной
радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие.
Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую
посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые
фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли
задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое
12

применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной
игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно
скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Задачи обучения:
 Учить делать игрушки - самоделки из бросового материала ( пенопласта,
различных коробок, обрывков шнуров), используя в качестве
дополнительного материала пластилин, глину, клей ПВА.
 Учить выполнять коллективные работы (с использованием бросового
материала, цветной бумаги) по сказкам и стихотворениям, рассказам.
Раздел 3 .
Работа с природным материалом («Лесные чудеса»)
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к
художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их
структурно отображают , сколько выражают своѐ отношение к ним, передают их
характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача
педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала , видеть
богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать
разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей
воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми
обобщѐнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный
материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной
жизни, сказок, фильмов т. п.
Задачи обучения:
 Учить детей делать аппликацию, используя в работе сухие засушенные
листья различных деревьев и различных цветовых оттенков.
 Учить делать игрушки - самоделки из природного материала (скорлупы
грецкого ореха, каштанов, ягод рябины, семян подсолнечника , используя в
качестве дополнительного материала пластилин, глину, клей ПВА.
 Учить выполнять коллективные работы (с использованием природного
материала, цветной бумаги) по сказкам и стихотворениям, рассказам.

1.3.3.Перспективное
планирование
«Волшебные ручки» ( старшая группа)

педагогических

мероприятий

13

недел
я

тема

1
неде
ля

«Наша
волшебная
мастерская»

2
неде
ля

«Цветочная
поляна»
(Поделка из
бросового
материала)

3
неде
ля

«Подсолнух
» (Поделки
из
природных
материалов)

Программное
материал
содержание
Сентябрь
Продолжаем
Правила работы
знакомиться с
с
волшебной
ножницами,клее
мастерской.
м
Закрепить правила
работы с ножницами,
клеем. Закрепить
знания о материалах
для поделок. Умение
поддерживать
чистоту на рабочем
месте.
Учить выполнять в
Образцы цветов
аппликации
сделанных из
объемное
ваты, лист
изображение с
зеленого
помощью ваты.
картона, клей
Развивать
ПВА, кисточки,
пространственное
цветная вата,
мышление и
лист бумаги с
воображение.Воспит готовым фоном,
ывать интерес к
салфетки,
составлению
клеёнки, письмо.
коллективной
композиции.
Учить аккуратно
Раздаточный:
заполнять контур
Трафарет
тонким слоем
подсолнух,
пластилина,
пластилин,
наклеивать семена
клеевой
подсолнечника
карандаш,
лепестки и
листья
подсолнечника
(вырезанные из
цветной бумаги),
семечки
подсолнечника.

Структура
Д/у «Узнай на
ощупь»

Игровая
ситуация –
письмо от
Незнайки.
Пальчиковая
гимнастика
«Цветок».
Объяснения
последовательн
ости работы.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
Пальчиковая
гимнастика
«Вы скачите
пальчики, как
солнечные
зайчики».
Демонстрация
готового
образца.
Объяснения
последовательн
ости работы.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
14

4
неде
ля

«Рыбка»
(Поделки из
природных
материалов)

1
неде
ля

«Черепашка
»
(Поделки из
природных
материалов)

2
неде
ля

«Кап-кап
дождик»
(Поделка из
бумаги)

Закреплять умение
Природный
создавать образ
материал:
рыбки с помощью
листья, клей.
листьев.Совершенств
овать точность в
выполнении
работы.Развивать
творческое
воображение,
фантазию.
Воспитывать
художественный
вкус.

Октябрь
Учить равномерно
Изображение
распределять
черепашки,
различные виды
крупы: гречка,
крупы по форме
пшенка, клей.
черепашки,
развивать
аккуратность,
четкость.
Воспитывать у детей
умение работать
индивидуально.
Учить детей
Бумага синего,
отрывать небольшие голубого,
кусочки бумаги от
фиолетового
большого, аккуратно цветов.
приклеивать на
картон. Развивать
творческое
воображение,
фантазию.
Воспитывать у детей

Игровая
ситуация,
загадка о
рыбке.
Стихотворение
И.Токмаковой
«Где спит
рыбка?».
Демонстрация
готового
образца.
Объяснения
последовательн
ости работы.
Физкультминут
ка «Где вы,
рыбки?».
Самостоятельна
я деятельность
детей.
Загадывание
загадки.
Демонстрация
готового
образца.
Разминка для
пальчиков во
время работы.
Самостоятельна
я деятельность
детей.
Загадка о небе,
облаках.
Игра «На что
похоже
облако?».
Пальчиковая
гимнастика
«Дождик,
дождик,
веселей!».
15

умение работать
индивидуально.

3
неде
ля

4
неде
ля

Демонстрация
готового
образца.
Объяснения
последовательн
ости работы.
Физкультминут
ка «Солнышко
и дождик».
Самостоятельна
я деятельность
детей.
«Гроздь
Продолжать учить
Картон, трафарет Физкультминут
винограда» скатывать маленькие винограда, клей, ка.
(Аппликаци кусочки бумаги в
салфетки
Демонстрация
я из
плотный комочек, и зелёного и
готового
салфеток)
составлять из них
фиолетового
образца.
гроздь винограда.
цвета.
Объяснения
Формировать умение
последовательн
самостоятельно
ости работы.
выбирать цвет ягод
Самостоятельна
(светло – зеленый
я деятельность
или фиолетовый.
детей.
Воспитывать
желание делать
аппликацию и
доводить начатое
дело до конца.
Укреплять кисти рук,
развивать мелкую
моторику
«Книжка Продолжать
Прямоугольный Беседа о
малышка»
знакомить со
лист бумаги 15:
книжках свойствами бумаги.
7, клей, цветные малышках.
(Поделка из Учить складывать
карандаши.
Рассматривание
бумаги)
прямоугольный лист
различных
пополам, совмещая
книжек.
при этом углы и
Демонстрация
стороны листа,
готового
проглаживать линию
образца.
сгиба. Воспитывать
Объяснения
аккуратность.
последовательн
ости работы.
16

Физкультминут
ка «Открывай
скорее
книжку!».
Самостоятельна
я деятельность
детей.

1
неде
ля

2
неде
ля

3
неде
ля

Ноябрь
Коллективн Закреплять умение Пластилин,
ая работа
создавать образ
листья.
«Лес»
дерева с помощью
листьев и
(Поделки из пластилина;
природных развивать умение
материалов) работать
коллективно.

Загадка о лесе,
зайце.
Пальчиковая
гимнастика
«Пальчики в
лесу».
Игровое
упражнение
«Ветер и зайчик».
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Самостоятельная
деятельность
детей.
«Овечка»
Формировать
Картон 10:8(с
Д/игра
умение скатывать
изображением
«Загадывание
небольшие шарики овечки),
загадок».
(Поделка из из мягкой салфетки. салфетки белого Д/игра «Что дают
бумаги)
Развивать
цвета, клей.
домашние
познавательные
животные
интересы, мелкую
людям».
моторику рук.
Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Самостоятельная
деятельность
детей.
«Гриб»
Закреплять
Прямоугольник Беседа с детьми о
полученные знания 5:3(желтого
грибах.
и конструкторские цвета), квадрат Пальчиковая
(Поделка из навыки:
8:8(коричневого гимнастика «Я
бумаги)
складывание
цвета).
корзину в лес
17

прямоугольника
пополам, квадрата с
угла на угол.
Развивать интерес к
ручному труду.

4
неде
ля

1
неде
ля

беру, там грибы я
соберу».
Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Физкультминутка
на лесную тему:
«В лесу».
Самостоятельная
деятельность
детей.
«Ёжики на Продолжать
Пластилин,
Рассматривание
поляне»
развивать у детей
шишки.
иллюстраций и
желание заниматься Иллюстрации к беседа о ежах.
(Поделки из ручным трудом,
сказке А.
Физкультминутка
природных использовать
Суконцева «Как «Под огромною
материалов) навыки работы с
ежик шубку
сосной».
природным
менял».
Демонстрация
материалом.
Иллюстрации с готового образца.
Формировать
изображением
Объяснения
умение подобрать
ежей.
последовательнос
шишку нужной
ти работы.
формы для
Самостоятельная
туловища.
деятельность
Развивать умение
детей.
примазывать
Чтение
пластилин к шишке
стихотворения
для создания
"Ёж" В.
полного образа
Степанова.
Декабрь
«Снежинка Закреплять умение Картон 10х10 на Загадка о
»
сминать салфетки в каждого ребенка снежинках.
«комочки»; учить
(нарисован
Пальчиковая
приклеивать
контур
гимнастика
(Поделка из «комочки» по
снежинок),
«Снежинки ».
бумаги)
контуру,
салфетки белого Демонстрация
приклеивая их,
цвета,
готового образца.
рядом друг с
бумажные
Объяснения
другом.
снежинки,
последовательнос
Воспитывать
изображения
ти работы.
аккуратность,
снежинок, клей, Физкультминутка
«Закружились,
18

усидчивость и
внимательность

2
неде
ля

3
неде
ля

«Новогодни
е игрушки
для лесных
друзей»
(природный
материал)

Уточнить и
обобщить
представления
детей об
изменениях в
природе зимой.
Закреплять
полученные знания
и конструкторские
навыки.
Способствовать
развитию памяти,
творческой
инициативы,
самостоятельности.
Учить
реализовывать свой
замысел.
«Новогодня Учить приклеивать
я открытка» готовые формы на
лист картона.
Воспитывать
аккуратность,
(Поделка из усидчивость и
бумаги)
внимательность.
Развивать
художественный
вкус.

музыкальное
сопровождение.

Картон,
пластилин,
семечки,
цветная леска,
цветная бумага,
клей, ножницы,
салфетки,
клеёнка,
картины с
изображением
лесных
животных,
зимнего леса.

завертелись
белые
снежинки».
Самостоятельная
деятельность
детей.
Загадка о зиме.
Физкультминутка
«Игра со
снеговиком».
Игровая
мотивация.
Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Самостоятельная
деятельность
детей.

Цветной картон, Чтение
готовые детали, стихотворения
клей.
Н.Найденова
«Новый Год».
Пальчиковая
гимнастика
««Ёлочка»».
Рассматривание
новогодних
открыток.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Физкультминутка
«Снежный
кролик».
Самостоятельная
деятельность
детей.
19

4
неде
ля

1
неде
ля

2
неде
ля

«Новогодня
я елочка»
(Объёмная
аппликация
)

Учить детей
Альбомный
составлять
лист с
аппликативное
трафаретом
изображение
ёлочки,
елочки из
заготовки из
бумажных полос.
зеленой бумаги
Продолжать учить
(полоски),
из бумажных полос предварительно
делать «петельки» и вырезанная
наклеивать их
звезда красного
равномерно на
цвета, клей.
основу в форме
елочки. Аккуратно
пользоваться клеем.
Воспитывать
самостоятельность
и
доброжелательные
отношения к
другим детям
Январь
«Снеговик» Уточнить и
Картон синего
обобщить
цвета, на
представления
котором
(Поделка из детей об
изображён
бумаги)
изменениях в
контур
природе зимой.
снеговика,
Формировать
кисточка, клей,
умение скатывать
салфетки.
из бумаги шарики
разной величины,
соединять их с
помощью клея.
Воспитывать
аккуратность в
работе.
«Новогодня Закрепить знания о Цветные
я игрушка» празднике Нового
полоски, клей.
года, о подготовке к
нему, об
(Поделка из особенностях
бумаги)
данного праздника.

Загадки о зиме.
Пальчиковая
гимнастика
Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Физкультминутка
«Елочеипенечки».
Самостоятельная
деятельность
детей.

Игра «Какое
время года?».
Чтение
стихотворения
Екатерины
Седовой «Белый
снег идёт
кругом».
Проблемная
ситуация «Очень
грустный
снеговик».
Пальчиковая
гимнастика
"Снеговик".
Украсим
снеговика.
Мотивация.
Беседа «Новый
год - особый
праздник».
Демонстрация
готового образца.
20

Упражнять в
изготовлении
новогодних
игрушек из цветной
бумаги.

3
неде
ля

1
неде
ля

Объяснения
последовательнос
ти работы.
Физкультминутка
«Раз- согнуться,
разогнуться».
Воспитывать
Самостоятельная
аккуратность.
деятельность
детей.
«Елочка»
Учить детей
Бумага зеленого Стихотворение E.
создавать образ
цвета (квадрат
Трутнева
нарядной елочки.
6:6) по 3 штуки. «Елочка».
(Поделка из Вызвать
Пальчиковая
бумаги)
положительный
гимнастика
эмоциональный
«Елочка».
отклик на красоту
Демонстрация
окружающего мира.
готового образца.
Упражнять в
Объяснения
изготовлении
последовательнос
объемной елочки из
ти работы.
бумаги, путем
Самостоятельная
сложения
деятельность
треугольников
детей.
пополам.
Февраль
«Хоровод
Учить детей
Панно
Игра «Какое
снеговиков наклеивать вату,
«Снежная
время года?».
»
точно повторяя
опушка».
Загадка про
форму образа;
Образцы
снеговика.
уметь
снеговиков в
Физкультминутка
(Поделка из самостоятельно
разных позах, в «Снежки».
бумаги)
подбирать
разной одежде, Демонстрация
элементы для
с разным
готового образца.
украшения; учить
настроением.
Объяснения
располагать
Грамзапись
последовательнос
элементы
А.Вивальди
ти работы.
композиции на
«Зима».
Самостоятельная
большом листе
деятельность
бумаги. Закрепить
детей.
понятия детей о
приметах зимы, о
зимних забавах.
21

2
неде
ля

3
неде
ля

«Яблоко»
Оригами.

Научить детей
находить
противоположные
углы и загибать их
в одном
(Поделка из направлении,
бумаги)
закрепить
выполнение
базовой формы
треугольник,
нахождение и
проглаживание
линии сгиба,
активизировать
словарь, вспомнить
понятия о
геометрических
формах, вкусовых
свойствах яблок.
Развивать
внимание, умение
повторять действия
после показа,
память,
самостоятельность,
мелкую моторику
рук. Воспитывать
умение
выслушивать
мнение товарищей.
«Валентинк Учиться создавать
и»
полуобъемные
аппликация изображения
средствами
(Поделка из бумажной пластики
бумаги)
– лепки из бумаги,
формированию
ровных округлых
комочков из
бумаги,
наклеиванию с
помощью клеякарандаша. Учить
чувствовать

Демонстрацион
ный: яблоки.
Раздаточный: по
1 квадрату
красного цвета
8х8,по1
квадрату
зелёного цвета
4х4, клей
карандаш,
клеёнки.

Загадка.
Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Физкультминутка
«Спал цветок».

Готовые формы
в виде сердечек
из картона
красного цвета;
белая салфетка
на каждого
ребенка; клейкарандаш.

Рассказ о
празднике – дне
Святого
Валентина.
Пальчиковая
гимнастика .
Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Самостоятельная
деятельность
детей.

Самостоятельная
деятельность
детей.

22

4
неде
ля

«Плыви,
кораблик!»
С
пластилино
м
(Поделка с
бросового
материала)

специфику
материала.
Обучать передаче
пропорциональных
элементарных
соотношений
между частями;
учить создавать
кораблики из
бруска пластилина,
отрезая лишнее
стекой и
«достраивая»
недостающее.

Пластилин, лист
картона
формата А6,
трубочки для
коктейля, ткань,
бумага красного
цвета, ножницы.

Игровой момент
– почтальон
принес письмо.
Пальчиковая
гимнастика
«Волна».
Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Самостоятельная
деятельность
детей.
Игра «Плавание»
(обыгрывание
поделок).

Март
1
неде
ля

«Корзина с
цветами»
(коллективн
ая работа)

Учить детей
бумага разного
скручивать бумагу цвета, клей.
в жгутики по
спирали; закреплять
навыки
приклеивания
жгутика по кругу;
развивать мелкую
моторику, глазомер;
воспитывать
эстетический вкус.
Воспитывать
доброжелательност
ь, уважение к
интересам
товарищей.

2
неде
ля

«Морожено
е»
Аппликаци
я

Продолжать
Квадраты
упражнять в умении белого цвета
вырезать полукруг, 4х4,
закругляя углы

Чтение
стихотворения
Зинаиды
Александровой
« Ромашки».
Пальчиковая
гимнастика
«Цветок».
Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Физкультминутка
«Цветочная
поляна».
Самостоятельная
деятельность
детей.
Загадка «Очень
любят дети
холодок в
пакете».
23

прямоугольника.
(Поделка из Учить вырезать
бумаги)
круг из квадрата.

3
неде
ля

4
неде
ля

«Любопытн Учить создавать
ые
живописный образ
гусенички» с помощью
нетрадиционных
(Поделка из техник.
бумаги)
Формирование
восприятия
предметного
моделирования.
Закреплять умение
катать «колбаски»
формировать
«туловище» путём
прижатия их в
нескольких местах.
«Бабочка»
Закрепить умение
складывать из
(Поделка из квадрата
бумаги)
треугольник,
совмещая
противоположные
углы, проглаживая
полученную линию
сгиба. Научить
отгибать
полученные
противоположные
углы в разные
стороны. Вызвать
желание к
творческому

прямоугольник
10х5.

Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Пальчиковая
гимнастика
«Фруктовая
ладошка».
Самостоятельная
деятельность
детей.
Зелёный картон, Игровая ситуация
шарики из
«Жила-была
пластилина
гусеничка».
разных цветов и Пальчиковая
размеров,
гимнастика
аппликация
«Гусеница».
голов гусениц.
Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Самостоятельная
деятельность
детей.
Цветная бумага
(квадраты 6х6).

Приветствие «
Доброе утро».
Рассматривание
изображений
бабочек.
Показ способа
выполнения.
Динамическая
пауза «Бабочка».
Самостоятельная
деятельность
детей.
24

оформлению
поделки.
1
неде
ля

2
неде
ля

3
неде
ля

Апрель
« Веточки
Упражнять в
Салфетки
мимозы»
создании образа
желтого и
мимозы, используя зеленого цвета,
кусочки салфетки.
картон 10х15
(Поделка из Закрепить знания
(нарисован
бумаги)
детей о частях
контур веточки
цветка – ветка,
мимозы), клей.
лист, цветок,
закрепить знания и
представления о
цвете, форме
предмета, величине
предмета,
количестве.
Воспитывать
аккуратность,
самостоятельность.
« Птичка»
Уточнить и
Пластилин,
обобщить
контуры птичек
(Поделка из представления
на картоне.
бумаги)
детей об
изменениях в
природе весной.
Упражнять в
создании образа
птички, используя
пластилин и перья.
Развивать
фантазию.

«Подснежн
ик»

Развивать умение
создавать цветы из
подручных

Беседа о весне.
Пальчиковая
гимнастика
«Наши желтые
цветки распускают
лепестки».
Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Самостоятельная
деятельность
детей.

Загадка о весне.
Игровой момент
– письмо от
весны.
Пальчиковая
гимнастика
«Птички: чик чирик».
Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Физкультминутка
«Ветерок
весенний
разметал по
небу».
Самостоятельная
деятельность
детей.
Пластилин
Загадка про
зелёного, белого подснежник.
цвета,
25

4
неде
ля

материалов.
(Поде Вызвать
лки из
эстетическое
природных чувство к природе и
материалов) её изображениям
нетрадиционными
техниками.
Формирование
восприятия
предметного
моделирования и
мира в
продуктивной
деятельности М.И.
Нагибина «Чудеса
для детей из
ненужных вещей».
«Вазочка»
Продолжать
знакомить детей с
(Поделка из новым видом
бросового
ручного труда.
материала) Учить отрывать
маленькие кусочки
бумаги, обмакивая
их в воду,
приклеивать на
форму (баночка).

тыквенные
семечки.

Чтение
стихотворения
«Подснежник»
Анзельмаса
Матутиса.
Динамическая
пауза
«Подснежник».
Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Самостоятельная
деятельность
детей.

Бумага для
обрывания,
клей, баночки.

Игровая
ситуация.
Пальчиковая
гимнастика
«Цветок».
Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Самостоятельная
деятельность
детей.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Физкультминутка
«На окне в
горшочках».
Самостоятельная
деятельность
детей.
Объяснения
последовательнос
ти работы.

Май
1
неде
ля

«Вазочка»

Продолжение.
Разукрашивание
готового изделия.
(Поделка из Учить аккуратно,
бросового
раскрашивать
материала) подсохшее изделие
гуашью.

Готовые
баночки,
гуашевые
краски.

2
неде
ля

«Вазочка»

Косточки, клей,
гуашевые
краски.

Продолжение.
Поделка из
косточек. Учить
составлять

26

3
неде
ля

4
неде
ля

(Поделки из композицию из
природных арбузных косточек,
материалов) аккуратно
приклеивать на
работу. Раскрасить
косточки гуашевой
краской.
«9 мая»
Учить детей
скручивать жгутик
(Поделка из из салфетки.
бумаги)
Готовые жгутики
сворачивать
спиралькой, чтобы
получилась
розочка.
Наклеивать готовые
цветочки на общий
картон, размещая
так, чтобы, не
закрывать другие
цветы Воспитывать
уважение и
благодарность к
ветеранам, чувство
гордости за
российский народ,
победивший врага.
По
Упражнять в
собственно умении
му замыслу самостоятельно
создавать знакомые
(Поделки из образы с помощью
природных природного
материалов) материала и
пластилина;
развивать
фантазию.

Физкультминутка
«Наши нежные
цветки»
Самостоятельная
деятельность
детей.
Картон (с
изображением
розочек),
салфетки
розового,
красного,
зеленого цвета,
клей.

Беседа о
празднике
победы.
Рассматривание
иллюстраций.
Демонстрация
готового образца.
Объяснения
последовательнос
ти работы.
Самостоятельная
деятельность
детей.

Пластилин,
бумага, клей,
крупы.

Организационны
й момент:
мотивация детей.
Физкультминутка
«Мы становимся
всё выше».
Игра « На что
похоже?».
Самостоятельная
деятельность
детей

Перспективное планирование педагогических мероприятий
(подготовительная группа)
27

неделя

тема

Программное

материал

Структура

Листья
(березы,
дуба,
клена…),
цветы,
картон,
ножницы,кле
й

Чтение
стихотворения
«Листик
золотой».Рассмотре
ть цветы и
засушенные листья.
Показ готового
образца. Работа
детей.

Картон,
простой
карандаш,
ножницы.
Цветная
бумага, клей
ПВА

Рассматривание
готовой поделки.
Показ
последовательности
изготовления.
Работа детей.

Цветная
бумага,
ручка,
ножницы,
банка или
коробка,
ленты для

Рассматривание
готовой поделки.
Показ
последовательности
изготовления.
Работа детей.

содержание
Сентябрь
1
«Осенние
недел фантазии»
я
(из
природного
материала)

2
«Закладка
недел для книги».
я
(аппликация
)

3
«Баночка с
недел пожеланиям
я
и». (из
бросового
материала).

Продолжать учить
детей создавать не
сложную
композицию; поразному
располагать
изображение
цветка на листе.
Закреплять
приёмы создания
композиции и
приёмы её
наклеивания,
умение подбирать
цвета для
цветового решения
композиции.
Развивать
эстетическое
восприятие,
чувство
прекрасного.
Продолжать учить
наклеивать
готовые формы на
лист картона в
правильной
последовательност
и, проявлять
фантазию,
смекалку.
Продолжать учить
детей
самостоятельно
придумывать
украшения для
своей поделки,
продолжать
воспитывать

28

интерес к
изобразительной
деятельности,
аккуратность при
выполнении
работы.
Продолжать учить
детей работать с
ватными дисками,
окрашивать диски
в красный цвет.
Развивать
моторику рук,
внимание,
усидчивость.

украшения
банки.

Ватные
диски, клей,
шаблон,
карандаши,
клеенки,
бумага
цветная.

Рассматривание
иллюстраций
Рисование овощей
Чтение загадок

Содействовать
развитию
творчества в
процессе
выполнения
творческого
задания и создания
игрушки с
помощью
разнообразных
техник и
материалов.
Вызвать интерес к
созданию образа.
Развивать
воображение,
чувство
композиции,
мелкую моторику.
Воспитывать
интерес к

Скорлупа 2-х
грецких
орехов,
пластилин,
цветная
бумага,
ножницы,
клей.

Чтение
стихотворения
«Слон». Показ и
рассматривание
готового
образца..Симметри
чное вырезывание
ушей.

Цветная
бумага
(коричневая,
черная,
белая),
ножницы,
карандаши,
шаблоны,
клейкаранда
ш, клеенка.

Чтение
стихотворения
«Собачка». Показ
готового образца,
рассматривание.
Объяснение
приемов
последовательного
изготовления
игрушки.

3
«Бабочка» ( Продолжать
недел из бросового развивать
я
материала). мышление,
фантазию, мелкую
моторику рук,

Трафарет
бабочки,
фломастеры,
ножницы,
клей,

Рассматривание
готовой поделки.
Показ готового
образца. Работа
детей.

4
«Помидоры
недел в банке» (из
я
бросового
материала).

Октябрь
1
«Слоненок»
недел (из
я
природного
материала)

2
«Собачка»
недел (игрушки из
я
полос
бумаги)

29

4
«Ёжик»
недел (поделка из
я
бумаги)

развивать
эстетическое
восприятие,
создать у детей
радостное
настроение
Упражнять в
склеивании
полоски
петелькой,
нарезании узких
полосок по
разметке, срезании
углов по прямой
линии.

Ноябрь
1
«Лебедь» (из Развивать
недел природного мышление,
я
материала). фантазию,
мелкую
моторику рук,
развивать
эстетическое
восприятие,
создать у детей
радостное
настроение.
2
«Превращен Продолжать
недел ие
учить детей
я
цилиндра»
скручивать и
(работа с
затем склеивать
бумагой)
заготовку в
цилиндр.
Дополнять по
своему желанию
основу мелкими
деталями,
создавая
различные
поделки.
3
«Зайчонок
Упражнять в
недел под ёлкой.» нарезании
я
( из
бахромы на
детали из

проволока,
бусины.

Трафарет
ежика,
цветная
бумага, клей,
ножницы.

Рассматривание
картин,
иллюстраций
Сюжетно - ролевая
игра «Зоопарк»

Еловая
шишка,
пластилин
белый, 3
перышка.

Рассматривание
картинки лебедя.
Последовательность
изготовления, показ
готового образца.
Работа детей.

Цветная
бумага
(коричневая,
черная,
белая),
ножницы,
карандаши,
шаблоны,
клейкаранда
ш, клеенка

Беседа о диких
животных, как они
живут зимой.
Рассматривание
картин.
Чтение
художественной
литературы
Рисование и лепка
диких животных.

Ватные
диски, клей,
шаблон,
карандаши,

Беседа о зимней
природе, вспомнить с
детьми сказки, в
которых одним из
30

бросового
материала).

4
«Воробей»
недел (поделка из
я
бумаги)

Декабрь
1
«Гирлянда»
недел (цветы из
я
полос
бумаги)

2
«Дерево»
недел (обрывание
я
бумаги).

бумаги,
сложенной
пополам. Учить
вырезать детали
из ватных
дисков.
Упражнять в
склеивании
полоски
кольцом,
выполнять сгибы
в соответствии с
условными
обозначениями
на заготовке,
закреплять
умения вырезать
по разметке,
нарезать и
закручивать
узкие полоски на
карандаше

клеенки,
бумага
цветная.

персонажей был заяц.
Рассмотреть
иллюстрации к
сказкам.

Цветная
бумага
(коричневая,
черная,
белая),
ножницы,
карандаши,
шаблоны,
клейкаранда
ш, клеенка

Побеседовать с
детьми о птицах, где
они живут, чем
питаются.
Уточнить
представления о
зимующих птицах
Рассматривание
иллюстраций с
изображением птиц.

Учить детей
делать гирлянду,
Закреплять
навык
переплетения
полос бумаги.
Продолжать
учить работать
сообща.
Развивать
воображение.
Создавать
объемное
изображение
лепестков
ромашки, сгибая
бумагу петлей.
Развивать
способность
эмоционально
реагировать на

Полоски
цветной
бумаги,
бумага для
серединок
цветов
разных
цветов,
карандаш,
ножницы,
клей.

Рассматривание
иллюстраций,
фотографий об
украшении елки к
Новому году.Показ
последовательности
изготовления,
готового образца.
Работа детей.

Синий
картон,
фломастер
черный (для

Рассматривание
разнообразных
деревьев, зимних
пейзажей. Показ
31

красоту
природных
объектов и
результаты
личной и
совместной
деятельности.
Развивать
творческие
способности
детей,
эстетическое
восприятие.
3
Стул.
Расширять
недел (поделка из представления
я
бумаги)
детей о мебели,
её назначении в
жизни человека.
Познакомить
детей с базовой
формой «блин» и
на его основе
делать стул.
Развивать
интерес к
оригами, мелкую
моторику
пальцев рук,
внимание,
аккуратность.
4
«Рябина для Продолжать
недел снегирей»
учить скатывать
я
(Аппликация из мелких
из салфеток) кусочков бумаги
шарики,
аккуратно
пользоваться
клеем. Развивать
мелкую
моторику
пальцев рук.
Январь

рисования
дерева),
белая бумага,
клей.

готового образца.
Рисование дерева,
обрывание белой
бумаги и
наклеивание. Работа
детей.

Цветная
бумага
(коричневая,
черная,
белая),
ножницы,
карандаши.

Рассматривание
стульев, рисование и
лепка стула.

салфетки
Фотографии
красного
зимующих птиц
цвета,
трафарет
рябины, клей.

32

1
«Снеговичок Закрепить
недел » (сминание, знания детей в
я
надрывание технике
бумаги,
«надрывания»
оригами)
полоски бумаги.
Воспитывать
интерес к
природе и
конструировани
ю из бумаги,
развивать
фантазию и
воображение
детей, а также
приучать их к
аккуратности,
прилежанию и
усидчивости.
2
«Птичка» (из Учить правилам
недел природного безопасной
я
материала)
работы с клеем,
крупами.
Развивать
композиционные
умения.
Воспитывать
желание делать
подарки своим
близким.
3
«Жираф».
Учить детей
недел (Поделка из нетрадиционным
я
природных
приемам
материалов) аппликации (с
помощью
природного
материала, семян
и круп) и клеем.
Планировать ход
выполнения
работы. Учить
располагать
изображение на
всем листе.
Развивать

Гофрированн
ая бумага
(белая, синяя,
красная,
зеленая,
желтая),
ножницы,
клей –
карандаш,
клеенка,
карандаш.

Рассматривание
иллюстрации, как
дети снеговика
лепили. Показ
готового образца.
Беседа о том, какими
приемами сделана
аппликация. Работа
детей.

Картон с
трафаретом,
клей,
кисточка,
крупы (рис,
гречка).

Картинки с
зимующими и
перелетными
птицами

Цветной
картон,
трафарет
жирафа,
клей, кисть,
пшено, греча.

предметные картинки
с изображениями
обезьяны, льва,
зебры, верблюда,
жирафа, слона.

33

мелкую
моторику.
Воспитывать
интерес к
занятию.
Февраль
1
«Лев и
недел пальма»
я
(сминание из
кусочков
бумаги)

Передавать в
аппликации
выразительные
особенности
льва,
воспитывать
экологическую
культуру и
интерес детей к
объектам
природы,
формировать
способность
детей
одухотворят
природу.
2
«Валентинка Продолжать
недел ». (работа с
учить детей
я
бумагой)
создавать полуобъемные
изображения
средствами
бумажной
пластики. Катать
шарики из
салфеток и
приклеивать их
на
соответствующи
е им места.
Учить
чувствовать
специфику
материала.
Развивать
мелкую
моторику рук,
творчество.

Картон
желтого
цвета с
изображение
м пальмы,
шаблоны
(туловище,
голова, ноги),
бумага
желтого,
коричневого
и зеленого
цвета, клей,
карандаши,
ножницы.

Загадывание загадки
про льва.
Рассматривание
иллюстраций с
изображением льва .
Беседа о технике
сминания, закрепить
приемы работы с
детьми, работа с
шаблонами.

Трафарет
сердечко на
каждого
ребёнка,
бумажные
салфетки
разного
цвета, клей,
кисточки

Рассказы о любви,
дружбе.
Показ готового
образца и
закрепление приемов
последовательности
изготовления. Работа
детей.

34

Воспитывать
любовь к
близким людям
3
"Пасхальные Закреплять
недел яйца" (из
знания детей о
я
природного народном
мтериала)
творчестве, его
истории, о
народных и
православных
праздниках.
Учить украшать
яйца, используя
разнообразные
приёмы и
материал по
своему желанию.
Развивать
чувство
композиции,
умение находить
удачное
сочетание
цветов.
Воспитывать
любовь к
культуре своего
народа.
4
«Пирамидка Учить отрывать
недел » (Обрывная от большого
я
аппликация) листа бумаги
маленькие
кусочки,
наклеивать их,
не заходя за
рамки
плоскостного
изображения,
закреплять
цвета.
Март
1
1.Подарки
Продолжать
недел для мам
учить детей
я
«Нарциссы» наклеивать

образцы
элементов
аппликации.
Трафарет
яйцо, крупы

Альбом с
изображением
пасхальных яиц.

Бумага
разного
цвета, клей,
кисти,
трафарет
пирамиды.

Рассматривание
картинок. Показ
готового образца и
закрепление приемов
последовательности
изготовления. Работа
детей.

Одноразовая
белая
тарелка,

Рассматривание
картинки нарцисса
(цветок, форма
35

(симметричн
ое
вырезывание
)

2
«Смородина
недел » (из
я
природного
материала).

3
Волшебный
недел космос.
я
(поделка из
бумаги)

элементы узора в
центре круглой
формы и по
краям. Развивать
чувство ритма,
чередуя
элементы узора.
Упражнять детей
в аккуратном
наклеивании.
Воспитывать
эстетическое
восприятие,
умение видеть
красоту и
рассказывать о
ней.
Закреплять
приём
расположения и
наклеивания
мелких деталей в
определённом
порядке: листья
– один впереди,
остальные
попарно друг за
другом с двух
сторон веточки,
ягоды в виде
кисти двумя
рядами.
Упражнять в
разметке по
шаблону,
вырезании
симметричных
фигур,
изготовлении
ребристых
игрушек.

полоски
зеленой
бумаги
разных
оттенков
3х12см,
полоски
желтой,
оранжевой
гофрированн
ой бумаги,
ножницы,
шаблоны,
карандаши,
клей,
клеенки.

листьев). Показ
готового образца и
закрепление приемов
последовательности
изготовления. Работа
детей.

Листья
(смородины
…), цветы,
картон,
ножницы,кле
й

Беседа с детьми о
лекарственных
растениях
Сюжетно – ролевая
игра «Аптека»

бумага
Беседа о Дне
(белая, синяя, космонавтики.
красная,
зеленая,
желтая),
ножницы,
клей –
карандаш,
клеенка,
карандаш

36

4
«Верба» (из
недел природного
я
материала)

Апрель
1
Ромашка( из
недел бросового
я
материала).

2
«Деревья»
недел (коллективн
я
ая работа)
(Поделки из
бумаги)

3
Рамочка для
недел фотографии.
я
( из
природного
материал)

Упражнять детей
в отрывании
небольших
кусочков ваты,
скатывании
плотных ватных
комочков и
наклеивании их
на основу для
аппликации.

Вата, бумага
(белая, синяя,
красная,
зеленая,
желтая),
ножницы,
клей –
карандаш,
клеенка,
карандаш

Наблюдения за
вербой
Рассматривание с
детьми иллюстрации
с изображением
вербы.

Продолжать
учить выполнять
бахрому на
ватном диске и
косые надрезы
на бумаге.
Отрабатывать
приёмы разметки
по шаблону.
Развивать
моторику рук,
внимание;
закрепить
умение работать
с техникой
«аппликация из
ладошек»

Ватные
диски, клей,
шаблон,
карандаши,
клеенки,
бумага
цветная.

Беседа с детьми о
садовых и комнатных
цветах, выяснить
между ними разницу

бумага
(белая, синяя,
красная,
зеленая,
желтая),
ножницы,
клей –
карандаш,
клеенка,
карандаш
Картон,
цветная
бумага,
ножницы,
клей,
пластилин,
краски,
семена
тыквы.
Картон,
цветная
бумага,
ножницы,
клей,

Чтение
художественной
литературы
Рассматривание
картин, иллюстраций.

Учить детей
выполнять
рамочку из
картона. Для
аппликации
использовать
семена тыквы.
цветные
салфетки.
4
Продолжени Продолжить
недел е, Рамочка
Учить детей
я
для
выполнять
фотографии. рамочку из
( из
картона. Для

Рассматривание
рамочек для
фотографий.

Рассматривание
рамочек для
фотографий.

37

природного
материал)

Май
1
«Гусеница».
недел ( из
я
бросового
материала).

2
«Мимоза».
недел (из
я
бросового
материала)

аппликации
использовать
семена тыквы.
цветные
салфетки.

пластилин,
краски,
семена
тыквы.

Продолжать
учить детей
работать с
ватными
дисками.
Расширять и
уточнять знания
детей о
насекомых.
Упражнять в
разметке по
шаблону и
вырезании
детали со
сложной
фигурной
контурной
линией. Учить
оформлять
поделки
мелкими
деталями.
Развивать
творчество
детей.
Учить выполнять
цветы из
маленьких
кусочков ваты.
По краю
листочков
мимозы нарезать
бахрому,
располагать
листья и грозди
цветов мимозы
по своему
желанию.

Ватные
диски, клей,
шаблон,
карандаши,
клеенки.

Беседа с детьми о
насекомых,
рассказать о том, как
гусеница
превращается в
красивую бабочку.
Рассмотреть
иллюстрации с
изображением
гусеницы и бабочек.
Лепка и рисование
гусеницы.

Вата, бумага
(белая, синяя,
красная,
зеленая,
желтая),
ножницы,
клей –
карандаш,
клеенка,
карандаш

Беседа с детьми о
первых весенних
цветах, о весенних
праздниках.

38

3
«Одуванчик
недел » (Поделка
я
из ватных
палочек и
пластилина)

4
«Яблочко»
недел (Поделки из
я
природных
материалов)

1.4.

Учить красиво
располагать
изображение на
листе, искать
лучший вариант,
воспитывать
художественный
вкус. Учить
располагать
ватные палочки
на
пластилиновом
шаре, развивать
воображение.
Продолжить
знакомство
детей со
свойствами
мягкой бумаги,
учить сминать
мягкую бумагу и
скатывать в
комочкишарики,
развивать
воображение,
творческие
способности.
Учить заполнять
всю плоскость
салфетками,
равномерно
заполнять
середину крупой
– пшеном

Картон,
пластилин,
ватные
палочки,
цветная
бумага.

Беседа о
одуванчиках, чтение
стихов, загадывание
загадок,
рассматривание
картинок.

Мешочек с
фруктами и
овощами.
Картон с
трафаретом
яблока,
салфетки
красного
цвета, пшено.

Чтение
художественной
литературы
Рассматривание
картин, иллюстраций.

Планируемые результаты.

В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь):
- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание,
композицию;
- анализировать результаты своей работы;
39

-

-

-

подбирать цвета, соответствующие его поделке;
изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по
содержанию сюжета;
- испытывать устойчивую потребность в творческой самореализации;
быть терпеливым, аккуратным, усидчивым;
работать совместно, дружно заниматься коллективной творческой
деятельностью;
безопасно пользоваться различными инструментами и приспособлениями;
активно стремиться к украшению окружающего его предметного мира;
развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и
фантазию;
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
сформируется понимание выбора вида деятельности с целью получения на
более высоком уровне знаний, умений, навыков в данном виде деятельности в
перспективе.
к концу года умения детей во всех видах деятельности должны расшириться и
совершенствоваться.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПАДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
№

Основные характеристики

п/п

образовательного процесса

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

70

5

Недель в 1 полугодии

16

6

Недель во 2 полугодии

20

7

Начало занятий

5 сентября, 2023 г.

8

Выходные дни

31 декабря- 9 января

9

Окончание учебного года

31 мая, 2024 г.
40

2.2. Условия реализации программы.
2.2.1. Материально-техническое обеспечение:
столы и стулья для детей, доска.
Перечень основных средств обучения:
 музыкальный центр;
 аудиотека: «Голоса
птиц»,
«Шум
дождя»,
«Звуки
природы»,
«Инструментальная музыка»;
 ноутбук;
 CD-плеер;
Наглядный материал:
 игры для восприятия цвета и развития руки;
 ватман; обои;
 фломастеры, восковые мелки, пастель, гелиевые ручки; акварель, гуашь,
кисти, палитра;
 трафареты;
 цветная бумага;
 пластилин;
 «инструменты» для работы сбросовым материалом.(старые
стержни,
ватные палочки; поролон; нитки, свечи, вата; коктейльные трубочки;
 художественная литература;
 репродукции картин.
2.2.2. Информационное обеспечение:
• Фотоаппаратура.
• ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

2.3. Способы проверки результатов освоения программы.
Будут использоваться следующие формы подведения итогов реализации
программы:
- входной этап – проводится в начале курса, для определения уровня творческих
способностей ребенка, его мелкой моторики (беседа, практическая работа);
- текущий этап – на каждом занятии: просмотр работ, мини-выставки; итоговый
этап – проводится в конце учебного года: выставка.

41

2.4. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
фотовыставка, фотоотчет на сайте детского сада МАДОУ№17, фотоотчеты
в группе «Вконтакте».
2. 5. Оценочные материалы
Ребенку предлагается сделать поделку в подарок малышу. Можно самому
придумать, выбрав материал нужного качества, цвета, формы, величины и
необходимые инструменты, или сделать ее по одному из вариативных образцов.
В процессе наблюдения следует выявить ручную умелость и способность
реализовать замысел: умение принять цель деятельности; выбрать инструмент,
организовать рабочее место; владение действиями самоконтроля;
результативность и самостоятельность в достижении результата.
Ожидаемый результат
№

Задан

п ия, вопросы
/п

Исполь

Знания, умения, навыки

зуемый
материал
при

Высок
ий

Средн
ий

допус
тимый

выполнении
задания
Узнай

1

Приро

Знает

Знает

Знает

и назови

дный.

и называет

и называет

и называет

вид

Бросовый,

не менее 7-8

не менее 5

хотя бы 2

материала и бумага,

видов

видов

вида

его

ткань,

материала и

материала и

материала

свойства

пластмасса,

свойств

свойств

и свойств

пластилин,
небольшие
фрагменты.

42

Овлад
2 ение

ножни

Владе

Владе

Влад

цы, клей,

ет 5

ет 3

еет 3

приемами

палочки,

приемами

приемами

приемами

работы с

стеки,

(режет,

при

материалам

пинцет.

склеивает,

помощи

скрепляет)

педагога.

и
Разви

3

Приро

Приду

Приду

Делае

тие

дный,

мывает и

мывает и

т работу с

конструиро

бросовый,

самостоятел

самостоятел

помощью

ванных

пластилин,

ьно

ьно не

взрослого

способност

бумага

выполняет

сложную

или

ей и

сложную

поделку.

ребенка

художестве

поделку и

нного вкуса

украшает ее

Мелк

Мелки

4 ая моторика е
рук

Прочн

Пытае

Пыта

о скрепляет

тся

ется

вспомогател

детали

скреплять

скреплять

ьные детали,

самостоятел

самостоятел

с помощью

мозаика

ьно

ьно или с

взрослого

помощью
взрослого
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
Высокий уровень (2 балла)
Ребёнок умеет складывать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных
направлениях, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба.
Ребёнок легко ориентируется в листе бумаги (указывает правую и левую
стороны, верх, низ, центр); ориентируется относительно себя.

43

При выполнении работы придерживается определённой
последовательности, контролирует по образцу правильность производимой
работы.
Ребёнок выполняет работу до конца. Самостоятельно, без напоминания
взрослого убирает своё рабочее место.
Ребёнок самостоятельно находит ошибки в своей работе.
Ребёнок с радостью и энтузиазмом откликается на предложение
включиться в работу. Чувствует себя уверенно, испытывает удовольствие от
труда и доволен своим участием в нём.
Ребёнок умеет работать с ножницами: берёт ножницы правой рукой,
средний и большой пальцы вставляет в кольца, указательным поддерживает
нижнее кольцо, безымянный палец и мизинец прижимает к ладони. При
выполнении прямого разреза ребёнок держит лезвия ножниц по линии разметки,
широко разводя их и не сводя до конца. Сжимание рычагов ножниц при этом
плавное и медленное с одновременным продвижением незакрытых лезвий
вперёд.
Ребёнок умеет пользоваться клеем: клей наносит от центра к краям в
небольшом количестве по всей плоскости так, чтобы он не растекался.
Средний уровень(1 балл)
Ребёнок складывает лист бумаги в разных направлениях, но не чётко
совмещает стороны и углы листа бумаги, слабо проглаживает сгиб.
Ребёнок испытывает затруднения в ориентировке на листе бумаги и
относительно себя, прибегает к помощи взрослого, задавая ему вопросы
относительно правильного размещения деталей.
С помощью наводящих вопросов взрослого способен вспомнить
последовательность предстоящей работы, но при выполнении обычно не
придерживается ее, действует методом проб и ошибок, проверить качество
работы чаще забывает.
Ребёнок забывает убрать своё рабочее место, но при напоминании
взрослого это делает.
Ребёнок относится к труду равнодушно, либо настороженно; могут
попытаться отказаться от участия в нём, мотивируя это тем, что не умеют этого
делать, что у них не получится. Но постепенно, во время выполнения поделки,
дети втягиваются в работу, у них появляется интерес.
При склеивании деталей ребёнок набирает много клея; наносит клей не на
всю поверхность, оставляя не промазанными края
Низкий уровень (0 баллов)
44

Ребёнок имеет слабую координацию движений, плохо развитые мышцы
пальцев и кистей рук, что затрудняет овладение техникой складывания бумаги
пополам; обведение контура по шаблонам; правильной хватки ножниц и
овладение приёмами резания ими.
Ребёнок участвует в труде неохотно без интереса, эмоциональных
переживаний не испытывают. Предпочитает выбирать роль зрителя, чем
участника работы. Во время работы и по ее окончании эмоциональных
переживаний не испытывает (равнодушны ко всему происходящему).
Ребенок затрудняется ответить на вопросы.
\
Ребёнок не способен выполнять работу до конца, при малейшей неудаче,
прекращает попытки выполнить задание.
Ребёнок часто отвлекается от работы на другие виды деятельности, чаще
игру, и не возвращается к поделке.
Ввиду слабо развитой мелкой моторики ребёнок склеивает отдельные
детали неряшливо: обильно смазывает поверхность клеем; промазывает только
по уголкам или узкими полосками по краям, отчего работы получаются
сморщенными.
2.6. Методические материалы.
Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы
и приемы обучения:
Наглядные: показ, фотографий, графических изображений, песочных
рисунков; метод демонстрации (наблюдение за процессом), просмотр
презентаций.
Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор,
беседа, рассказ;
Практические: игровые, упражнения, соавторство, экспонирование (фото
и видео выставки работ), элементы театрализации; пальчиковая гимнастика;
рисование с ребенком «рука в руке».
Методическое обеспечение:
 беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
 демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать
учебный материал;
 работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких
деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;
 организация индивидуальных и коллективных форм художественного
творчества;
 организация экскурсии в музеи;
 организация выставок детских работ;
45

 создание и развитие детского коллектива;
 с родителями.
Педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии
Задача
Овладеть набором простейших форм и способов поведения,
способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Формы организации:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Гимнастика для глаз.
3. Дыхательная.
4. Артикуляционная.
5. Музыкально-дыхательные тренинги.
6. Динамические паузы.
7. Релаксация.
2. Технологии проектирования
Задача
Развивать и обогащать социально-личностный опыт через вовлечение детей в
сферу межличностного взаимодействия.
Формы организации:
1. Работа в группах, парах.
2. Беседы, дискуссии.
3. Социально-активные
приемы: методвзаимодействия, метод
экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.
3. Личностно-ориентированные технологии.
Задача
Обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условий развития
личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный
подход к воспитанникам.
Формы организации:
1. Игры, НОД.
2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
3. Гимнастика, массаж, образно-ролевые игры, этюды.
4. Социоигровые технологии
Задача
Развивать взаимодействия «ребенок-ребенок»,
«ребенок-родитель»,
46

«ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия. Формировать
навыки и умения дружеского коммуникативного взаимодействия.
Формы организации:
1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение
договариваться.
2. Игры с правилами, сюжетно-ролевые игры.
3. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

47

Список литературы
1. 3. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала.
– Москва «Просвещение», 1984 г.
2. Е. Румянцева «Аппликация «Простые поделки».
3. М.А. Гусакова «Аппликация»
4. И.М. Петрова «Объемная аппликация».
5. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка».
6. Баранова Е.В. и др. «От навыков к творчеству: обучение техники
рисования, аппликации». М.: Мозаика-Синтез, 2010.
7. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». М.: МозаикаСинтез, 2005-2010.
8. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома».
М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
9. Соломенникова О.А. «Ознакомление детей с народным искусством».
Мозаика-Синтез, 2012.
10.Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках». М.:
Мозаика-Синтез, 2005-2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».